События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка



Вы находитесь здесь:Древности

Древности

Ключевые слова: Древности Воронеж, Древности г Воронеж, Археология Воронеж

Звериный стиль. Скифский звериный стиль. Курган. Украшение.На наш взгляд, удивительным, а выражаясь современным языком – инновационным, действом, было довольно смелое и весьма активное участие в работе Воронежской учёной архивной комиссии священника С.Е.Зверева. Остановим наше внимание на этой яркой и весьма неоднозначной фигуре.

Кто же такой Зверев Стефан Егорович? Сын Зверева, Зверев Митрофан Стефанович 1904г. рождения, видный учёный, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук СССР, астроном, член Международного астрономического союза, председатель Ученого совета Ленинградского планетария вспоминает о своём отце: «Стефан Егорович Зверев родился в 1861 году, по-видимому, в Москве, в бедной семье дьячка. Он был вторым ребёнком в семье.

 

Скифы. Сосуд скифов. Орнаменты скифов.Столица нашей Родины Москва основана в 1147 году, Киев – «мати городов русских» - упомянут в летописях под 860 годом, Новгород – под 859-м, Псков – под 903-м, Суздаль – под 1024-м, Владимир Волынский и Владимир – соответственно под 988-м и 1108 годом. Южные же города Крыма, Кавказа, Средней Азии и вовсе своими корнями уходят в далекие дохристианские времена. Им - от двух до семи тысяч лет!

Нашему соседу Курску в этом году исполняется 915 лет! Согласно летописи, город Курск упомянут в 1095 году! Через 90 лет куряне выступают в поход на половцев во главе со своим князем, грозным и могучим Всеволодом. Вспомним яркие слова песнопевца в «Слове о полку Игореве»: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле, Игорь ждёт милого брата Всеволода. И сказал ему Буй Тур Всеволод: «Один брат, один свет светлый – ты, Игорь! Оба мы Святославичи! Седлай же, брат, своих борзых коней, а мои готовы, уже оседланы у Курска. А мои куряне – бывалые воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути им ведомы, овраги известны, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли наточены; сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю – славы».

Вантит древний городТерритория Верхнего Дона чрезвычайно насыщена археологическими памятниками. Еще до революции на северной окраине Воронежа в Частых курганах была найдена уникальная скифская чаша, хранящаяся сейчас в Эрмитаже. Всемирной известностью пользуется стоянка древнего человека в Костенках. В последние годы здесь весьма интенсивно работают американские ученые, пришедшие к выводу о том, что именно здесь зародилась вся человеческая цивилизация. В экспозиции исторического музея Москвы находится древний челн, найденный в размытом береге Дона близ села Щучье.

С 1984 года археологи А.Д.Пря-хин, Ю.Д.Разуваев, М.В. Цыбин и другие проводят системные раскопки в райцентре Семилуки и его окрестностях. На сегодняшний день исследован 121 археологический объект, в том числе два городище и 70 поселений. Эпохой бронзы датируются древние населенные пункты в черте города Семилуки и при селах Чагодаевка, Медвежье, Ендовище, Лосеве.

Скифское погребениеДревнеямная культура

Могилу эти племена устраивали под курганами в обширных прямоугольных ямах, перекрытых бревнами (отсюда название археологической культуры). Курганная традиция стала массовым явлением именно у ямных племен. Огромные силы и средства, которые необходимо было затратить на создание кургана, были возможны только в обществе, которое достигло стадии неравенства, при котором выделились вожди и жрецы. Они – в представлениях древних – основа могущества племени, им полагались и особые усыпальницы – курганы. Распространение курганной традиции в ямном обществе свидетельствует о быстром распространении этих идей среди пастухов-ямников. В кургане не могли быть погребены простые пастухи (если только не жертвоприношение), так тогда бы разрушалась вся идея кургана. Курганы сооружали вначале лишь для умерших мужчин, которые занимают центрально место в кургане. Со временем в них появляются погребения женщин, детей, которые никогда не располагаются в центре кургана, занимая подчиненное, второстепенное место вдалеке от центра.

Курганы группируются в могильники, занимавшие чаще всего высокие берега рек или водораздельные плато. Размещение насыпей было неслучайным, а подчинялось древним представлениям об устройстве мира и обращаются к астрономии. Выделилась уже и набирает силу новая наука астроархеология.

Умершего укладывали скорченно (с подогнутыми ногами) на спине, головой на восток. В могилах находятся следы органических подстилок в виде сгнившего войлока, камыша, огня (древесный уголь), много красной охры. Инвентарь редок и представляет собой лепной сосуд, кремневое орудие труда типа скребка, ножа и т.п.

ПреданияО происхождении названия с. Аношкино

Много лет тому назад по реке Дон проплывал огромный корабль. На его борту находился царь Петр Первый.
Напротив маленькой деревушки корабль остановился. Встречать царя хлебом-солью вышел мужик из этой деревни по имени Аношка. Петр Первый спросил его:
- Как называется это селение?
Но мужик ответил, что оно без названия. Тогда Петр Первый спросил, как его зовут. Тот сказал:
- Меня зовут Аношка.
- Так пусть это селение будет Аношкино, - повелел царь.

О происхождении названия с. Бычок петропавловского района

Когда Петр I проезжал по Воронежской губернии, он остановился со своей свитой в этом селе. Рано утром, когда только что встало солнце и озарило всё село красными утренними лучами, Петр I увидел стадо крупного рогатого скота, который пригнали для убоя на пропитание солдат. Петр I очень удивился, когда узнал, что среди этого стада нет ни одной телки, а одни бычки. Стоя перед этим стадом бычков, он прознес: «Отныне это село должно называться Бычок».

Скифский звериный стильМастер на бляхе искусно
Грозного пса и в могучих
Когтях у него молодую
Лань изваял; как живая
Она трепетала, и страшно
Пес разъяренный глядел.

Скифскую материальную культуру ярко выделяет среди других культур так называемый звериный стиль или, по-другому, искусство звериного стиля. Это изображения на различных предметах животных, птиц, а также их частях (голова, когти, клювы и т.д.). Животные и реальные, и фантастические, а то и причудливо соединение того и другого (как грифон). Это яркое искусство представлено и в курганах Острогожского края. Мы вернемся к этим изображениям из Дубовского, Мастюгинского могильников, курганов у сел Колбино-Терновое, посмотрим на них глазами людей того времени. Но сначала выясним несколько вопросов.

Чем скифский зверниый стиль отличается от изображения зверей других эпох? Когда мы говорим о скифском искусстве звериного стиля, возникает вопрос: разве зверей и птиц не изображали раньше? На память приходят пещеры палеолита с изображениями на стенах мамонтов, диких лошадей, бизонов … Видно, скифское искусство на то и скифское, что отличается от всего предыдущего. Чем же?

Здесь собрано все то, что было когда-то найдено и выкопано археологами в нашем крае.

Фото

Серебрянный ритон и костяная фигурка собаки (Мастюгинский могильник)

Фото

Золотые серьги (Первое Чертовицкое городище)

Фото

Фибула третьей четверти I тысячелетия н. э. с поселения Ездочное Чернянского района

Половецкая бабаВо дворе Воронежского областного краеведческого музея стоят под открытым небом три каменные статуи. Сделаны они из серого песчаника, поверхности их сильно выветрены и оббиты. Две изображают женщин. Особенно примечательна одна из них, высотой в полтора метра и впоперечнике 0,4 х 0,64 метра. На голове изображена шляпа с резко выраженными широкими полями и высокой тульей. На шее витая гривна, ожерелье из крупных одинаковых ромбических подвесок, на груди треугольная подвеска. Хорошо прослеживаются детали одежды: кафтан, полы которого украшены галуном и зигзагообразной линией. Эта статуя была привезена из села Нижние Лубянки Красногвардейского района Белгородской области.

Интересна и статуя мужчины, изображенного в в сидячей позе. Высота ее 2 метра, в поперечнике - 0,3 х 0,57 метра. На голове шлем сфероконической формы, какие были широко распространены на Руси в Х - XII веках. Из-под шлема свисают три косы: средняя - толстая и длинная, две другие и тоньше, и короче. В руках сосуд. На талии пояс, слева на поясе висят кресало для высекания огня, нож и два кошелька. Статуя в Воронежский музей попала из деревни Марьевки Ольховатского района Воронежской области.

<< Начало < Предыдущая 1 2 3 Следующая > Последняя >>
Страница 3 из 3
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта
Яндекс.Метрика