Культовые пещеры Среднего Дона |
Древности |
На территории лесостепного Подонья и сопредельных регионов на данный момент насчитывается 57 культовых пещер, из которых 16 имеют подземные церкви. Большинство этих пещерных памятников приурочено к выходам белого писчего мела. Пещеры как правило располагаются в речных долинах или овражно–балочных системах вблизи постоянных водоемов. Наибольшее количество памятников расположено по правому берегу р. Дон в так называемом Донском Белогорье, получившем свое название благодаря частым обнажениям белого писчего мела и мелоподобных мергелей.
В древности эти территории населяли кочевые народы, о чем свидетельствуют стоянки людей палоелита. В VII–VIII веках здесь появляются первые славяне. С VIII по IX века территорию населяли хазары, затем вытесненные печенегами, кочевавшими в этих землях до XI века. На смену печенегам пришли половцы, прекратившие свое существование как народ после монголо–татарского нашествия в 1237 году. В течение последующих 250 лет здесь располагалось «дикое поле», кочевое пространство монголо–татар.После падения Большой Орды для защиты южнорусских рубежей от частых нападений крымских и ногайских татар начинается сооружение сторожевых крепостей. К 1586 году создается Белогорская черта. Начиная с конца XVIII века описываемая территория является одним из крупнейших сельскохозяйственных районов России, а со второй половины XIX века начинается ее интенсивное промышленное развитие. Во время Великой Отечественной войны здесь проходили ожесточенные бои, большая часть территории до 1943 года была оккупирована фашистами. Культовые пещеры на территории Подонья начали создавать еще в дохристианский период в качестве языческих капищ. Некоторые из наиболее древних подземных храмов были сооружены в первых веках нашей эры принявшими христианство аланами. Возможно, что здесь же находили пристанище монахи, бежавшие из Византии во время иконоборческих гонений. В XII–XIV веках здесь распространяется христианство, и начинают строиться пещерные монастыри: Дивногорский, Костомаровский и др. В XVII веке во время строительства Белогорской оборонительной черты защищаемые ею территории активно заселяются русскими. С Украины и Белоруссии сюда переселяются гонимые униатами православные, в том числе монашество. Эти монахи основывают также пещерные монастыри: близ сел Семилуки и Холки, близ г. Валуйки и др. Новый всплеск пещеростроительства произошел в начале XIX столетия. В это время создаются новые монастыри и расчищаются старые, заброшенные: работы ведутся близ сел: Дивногорье, Селявное, Вязники, Костенки, Пески, Семейки, Гороховка, Галиевка, Белогорье, Новая Калитва, Костомарово, Колыбелька, Верхний Карабут, Холки, в корестностях города Калач и слободы Алексеевка, в ряде других мест. Работы по устроительству пещер проводили, как правило, выходцы из крестьян и казаков, причем зачастую вопреки мнению вышестоящих властей. Столь широкое распространение пещеростоительства в народе стало своеобразным выходов жажды святости и подвижнечиства, царившей в этой среде. Активные процесс пещеростроительства продолжался и в начале XX века, но революция 1917 года положила этому конец. С этого времени начинается разрушение того, что создавалось веками. Лишь на короткий послевоенный период позиция советских властей по отношению к Церкви смягчилась, и начали открываться некоторые подземные храмы, в частности Костомаровский. Но с началом хрущевских гонений положение пещероустроителей вновь стало нелегальным. В 90–е годы в стране начинается духовное возрождение, открываются монастыри, возрождаются храмы. Стали возрождаться и некоторые пещерные монастыри. На Дону это, прежде всего, Дивногорский, Костомаровский, Белогорский и пещеры близ с. Семейки. Текст: Галина Гришунова
Литература: Культовые пещеры Среднего Дона. Серия "Спелестологические исследования". вып. 4. - М.: РОСИ, 2004.
Источник: http://www.stiks-speleo.ru/ |