Половецкие бабы - История каменных изваяний |
Древности |
Во дворе Воронежского областного краеведческого музея стоят под открытым небом три каменные статуи. Сделаны они из серого песчаника, поверхности их сильно выветрены и оббиты. Две изображают женщин. Особенно примечательна одна из них, высотой в полтора метра и впоперечнике 0,4 х 0,64 метра. На голове изображена шляпа с резко выраженными широкими полями и высокой тульей. На шее витая гривна, ожерелье из крупных одинаковых ромбических подвесок, на груди треугольная подвеска. Хорошо прослеживаются детали одежды: кафтан, полы которого украшены галуном и зигзагообразной линией. Эта статуя была привезена из села Нижние Лубянки Красногвардейского района Белгородской области. Интересна и статуя мужчины, изображенного в в сидячей позе. Высота ее 2 метра, в поперечнике - 0,3 х 0,57 метра. На голове шлем сфероконической формы, какие были широко распространены на Руси в Х - XII веках. Из-под шлема свисают три косы: средняя - толстая и длинная, две другие и тоньше, и короче. В руках сосуд. На талии пояс, слева на поясе висят кресало для высекания огня, нож и два кошелька. Статуя в Воронежский музей попала из деревни Марьевки Ольховатского района Воронежской области. Некогда эти и другие подобные им каменные изваяния стояли на курганах, привлекая к себе внимание путников. Низами, известный азербайджанский поэт XII - начала XIII века, писал: Изваяньем таинственным, в годах былых, Исследователями половецких древностей С.А. Плетневой и Г.А. Федоровым-Давыдовым установлено, что половецкие каменные изваяния ставились на высоких, заметных издалека курганах, сооружавшихся обычно задолго до появления в степных краях половцев (в эпоху бронзы или в раннем железном веке). Половцы превращали курганы в святилища, где совершали жертвоприношение животных, а иногда людей. Одно из святилищ с каменной статуей в центре и сейчас можно увидеть недалеко от села Старая Криуша Петропавловского района Воронежской области. Статуя стоит на высоком, несолько расползшемся кургане в сильно наклоненном положении (результат одной из попыток вытащитьее с помощью техники). Святилище не раскапывалось и еще ждет своего исследователя. Статуи изображали конкретных лиц, которым воздвигались памятники после их смерти, и становились предметом почитания и преклонения. Мужские статуи принадлежали представителям половецкой военной аристократии, главам богатых семей, родов; женские статуи - женам военной знати, которые, отмечает С.А. Плетенова, "... в отсутствие мужей исполняли функции не только хозяек, но и реальных охранителей очага и дома, защищавших вежи от нападения врагов" (Плетнева С.А. Половецкие каменные изваяния // Свод археологических источников. Е4-2. М., 1974. С. 6.) Половецкие каменные статуи являются ярким свидетельством существования культа предков в религии половцев. Вероятно, с этим значение и связано русское название статуй - "баба", от тюркского слова "вава" (предок). Источники
|