Культовый подземный лабиринт около села Власовка |
Древности |
Святилища, близкие Маяцкому, раскопаны на Северном Кавказе, в раннесредневековой Болгарии. Все они построены по принципу «квадрат в квадрате», то есть внутри большого прямоугольного или квадратного сооружения имеется меньшее, также прямоугольной ли квадратной формы, внутри которого горел костер. Это одна из характерных традиций тюркских культовых сооружений, в которых культ огня, солнца, света занимал большое место. В 1988 году при исследовании Второго Власовского могильника эпохи бронзы и раннего железного века, находящегося в 2 километрах к северу от села Власовка Грибановского района Воронежской области (раскопки А.Т. Синюка и В.Д. Березуцкого) было выявлено весьма интересное и совершенно уникальное сооружение – подземный лабиринт, площать которого около 254 квадратных метров (схема). В него вели подпрямоугольные колодцы-входы площадью 0,9 – 3,6 квадратных метра. Глубина колодцев от уровня материка 1-1,5 метра. От каждого из них шли ходы, проложенные в материке или несколько выше пола колодца, или на его уровне. Ходы взаимопереплетались, но в целом они представляли собой лабиринт, приближающийся к квадратной форме. Ширина ходов 0,75 – 1 метр, лишь местами 0,5 – 1,5 метра, высота 1 – 1,3 метра, но есть участки и с меньшей высотой. Все колодцы связаны между собой ходами как по периметру, так и через центр, где была сооружена «юрта», также углубленная в материк. В ее полу расчищена яма диаметром 0,2 метра, в которой, по предположению исследователей, стоял деревянный или каменный идол. Сверху «юрта» имела купольную конструкцию, которую «спрятали» (как и сам лабиринт) под землею и обмазали той же материковой глиной. Идол не сохранился. Он, вероятно, был вынут после прекращения функционирования лабиринта как культового комплекса. Рядом с ямой, в которой стоял идол, были выявлены кости взрослого человека – это, вероятно, остатки ритуального жертвоприношения. Кроме того, в ходах лабиринта, в его восточной половине обнаружено шесть жертвоприношений животных: черепа лошади, кости овцы. В одном из них вместе с черепом лошади находились удила и псалии. В юго-восточном углу лабиринта, рядом с колодцем на полу одного из ходов лежал «алтарный камень в виде крупной кварцитовой плиты … со следами заглаживания по внешней поверхности» (Синюк А.Т., Березуцкий В.Д. Раннесредневековое подземное святилище-лабиринт // Советская археология. 1991. №3. С. 250-261). Авторы раскопок и публикации данного памятника вполне справедливо и аргументировано датируют комплекс VII - IX веками и связывают с тюркским этнокультурным миром, считая, что он планиграфически вполне соответствует устройству святилищ по принципу «квадрат в квадрате», принятому в среде ранних болгар. Сооружение конструктивно перекликается и с Маяцким святилищем, хоть роль Власовского лабиринта в религиозной обрядности, по мнению С.А. Плетневой, была несколько иной, нежели Маяцкого святилища. Как предполагает С.А. Плетнева, лабиринт играл огромную роль в обрядах инициаций юношей, которые должны были передвигаться по узким и длинным запутанным ходам, в темноте, обязательно достигнуть центра, где находился «посвящающий жрец, своеобразный местный минотавр». Посвящающий должен был в начале, в восточной части лабиринта, принести жертвоприношение, а затем выбрать правильно направление. «Это была сдача экзамена на терпение, ориентировку и смелость, поскольку в центре юношу должны были ожидать самые серьезные испытания» (Винников А.З., Плетнева С.А. На северных рубежах Хазарского каганата. Маяцкое поселение. Воронеж, 1998. С. 206). Следует, пожалуй, согласиться с А.Т. Синюком и В.Д. Березуцким по поводу того, что это капище было сооружено или для кратковременного, или даже для разового использования. Источники
|