asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка

Абиссинский колодец под ключ kolodec-pod-kluch.ru.
Омск оптика главная оптика интервзгляд в омске.

Вы находитесь здесь:Дорогами тысячелетий - А.З. Винников, А.Т. Синюк ->Половецкие бабы. Половецкие изваяния. Каменные изваяния Воронеж

Половецкие бабы
Дорогами тысячелетий - А.З. Винников, А.Т. Синюк

А путь бежит...
Не тот ли это шлях,
Где Игоря обозы проходили
На синий Дон?
Не в этих ли местах
В глухую ночь я яругах волки выли?

И. Бунин

В конце X — первой половине XI века славянское и алано-болгарское население покидает территорию Воронежского края. Пустеет ли край, становится ли он местом полного безраздельного господства различных кочевых орд, вторгавшихся сюда неоднократно вплоть до монголо-татарского нашествия (30-е годы XIII века)?

История XI — первой половины XIII века оставила нам тоже очень мало письменных свидетельств. Более подробно летописи повествуют о кочевавших в бассейне Дона половцах, как называл их русский летописец, или племенах кыпчаков, как звали их в арабских и персидских источниках, или куманах, как именовался тот же народ византийскими историками.

В середине XI века половецкие орды впервые подошли к границам Руси на юго-востоке — на среднее и нижнее течение Северского Донца (русские летописи его часто называли Доном). И с этого времени вплоть до XIII века, то есть до нашествия монголо-татар, слово «половцы» не сходит со страниц русских летописей.

Наш край, особенно его южные районы, оказался на пути следования половцев. Продвинувшись же к Донцу, кочевники совершали опустошительные набеги на русские города и села, грабя и разоряя их, уводя в полон тысячи женщин, детей, ремесленников, земледельцев. Именно на Северский Донец в начале XII века и были направлены главные удары русских князей против половцев.

В течение XII века география Половецкой земли несколько меняется. Половцы предприняли активное освоение донской степи и прилегающих лесостепных районов. Русские летописи упоминают о половцах в междуречье Дона и Хопра, которых С. А. Плетнева отождествляет с ордой Ельтукови. Вероятно, отсюда и предпринимали половцы набеги на Рязанское княжество и сюда были нацелены походы рязанских князей.

Пребывание половцев в бассейне Хопра подтверждают половецкие курганные могильники, которые устраивались ими в местах постоянных кочевий или там, где организовывались зимники. Один из них недавно обнаружен и раскопан К. Ю. Ефимовым у села Третьяки Борисоглебского района Воронежской области. Могильник расположен на склоне большого мыса на левом берегу реки Хопер, в семи километрах к востоку от села. Курганы очень небольшие, диаметр 4—8 метров, некоторые из них едва различимы на фоне окружающей местности. Отдельные половецкие погребения встречены и в более ранних курганах, возведенных еще в эпоху бронзы.

Половцы хоронили умерших в небольших ямах размером 0,5—1 X 2,2—2,8 метра, глубиной 0,5—0,7 метра. Погребенные лежат на спине с вытянутыми вдоль тела руками, головой на север или на запад. В погребениях находят разнообразные вещи: ножи, ножницы, кресала, височные кольца, бронзовые зеркала, серьги в форме знака вопроса, занесенные в Восточную Европу кочевниками, и другие изделия. В некоторых курганах обнаружены захоронения лошадей, хотя и за пределами погребений людей, но рядом с ними, в отдельных ямах.

Обычай захоронения лошади, убитой во время поминального обряда, растягивания ее шкуры над могилой описан средневековым путешественником В. Рубруком (Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957). Этот обряд сохранился у ряда кочевых народов и многие столетия спустя.

Одна из половецких группировок, так называемые дикие половцы, как считает С. А. Плетнева, обитала в бассейне Среднего Дона, включая, возможно, и левобережье реки Воронеж, во всяком случае нижнего ее течения. Здесь границы Половецкой земли, по мнению исследовательницы, подходили непосредственно к границам русских княжеств. Отсюда половцы совершали набеги на Черниговское княжество, ходили на вятичей и на Рязанскую землю.

Половецкие бабы

Половецкие каменнные изваяния

Двенадцатый век в истории русско-половецких отношений богат событиями. Успешные походы в степь русских князей чередовались с неудачными. Порой половцы принимали активное участие в княжеских междоусобицах: князья обращались к половецким ханам за военной помощью в борьбе друг с другом. Приведем один пример, изложенный в древнерусской летописи.

В битве на реке Колокше (притоке Клязьмы, недалеко от города Владимира) в феврале 1177 года между дружиной владимирского князя Всеволода и рязанскими князьями Глебом, Мстиславом и Ярополком, в которой рязанцы потерпели сокрушительное поражение, в составе рязанской рати были их союзники — половцы. Это событие мы вспомнили еще и потому, что один из рязанских князей бежал с поля битвы в «Воронож». Вполне резонно предположить, что бежал он с уцелевшей частью половецкого войска. Вероятно, это и были «дикие половцы», кочевья которых доходили до низовий реки Воронежа.

А теперь вернемся в современный город Воронеж. Во дворе областного краеведческого музея стоят под открытым небом три каменные статуи. Сделаны они из серого песчаника, поверхности их сильно выветрены и оббиты. Две изображают женщин. Особенно примечательна одна из них (рис. 65, 1), высотой в полтора метра и в поперечнике 0,4 X 0,64 метра. На голову надета шляпа с резко выраженными широкими полями и высокой тульей. На шее витая гривна, ожерелье из крупных одинаковых ромбических подвесок, на груди треугольная подвеска. Хорошо прослеживаются детали одежды: кафтан, полы которого украшены галуном и зигзагообразной линией. Эта статуя была привезена из села Нижние Лубянки Красногвардейского района Белгородской области.

Интересна и статуя мужчины, изображенного в сидячей позе (рис. 65, 2). Высота ее 2 метра, в поперечнике — 0,3 X 0,57 метра. На голове — шлем сфероконической формы, какие были широко распространены на Руси в X—XII веках. Из-под шлема свисают три косы: средняя — толстая и длинная, две другие — и тоньше, и короче. В руках сосуд. На талии пояс, слева на поясе висят кресало для высекания огня, нож и два кошелька. Статуя в Воронежский музей попала из деревни Марьевки Ольховатского района Воронежской области.

Некогда эти и другие подобные им каменные изваяния стояли на курганах, привлекая к себе внимание путников. Низами, известный азербайджанский поэт XII — начала XIII века, писал:

Изваяньем таинственным, в годах былых.
Был опущен покров на красавиц степных.
И теперь в тех степях, за их сизым туманом,
С неповерженным встретишься ты талисманом.
Вкруг него твой увидит дивящийся взор
Древки стрел, словно травы у сонных озер.
Но хоть стрелам, разящим орлов, нет и счета —
Здесь увидишь орлов, шум услышишь их взлета.
И приходят кыпчаков сюда племена,
И пред идолом гнется кыпчаков спина.
Пеший путник придет или явится конный,
Покоряет любого кумир их исконный.
Всадник медлит пред ним и, коня придержав.
Он стрелу, наклоняясь, вонзает меж трав.
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо.
Что оставить овцу перед идолом надо.

Исследователями половецких древностей С. А. Плетневой и Г. А. Федоровым-Давыдовым установлено, что половецкие каменные изваяния ставились на высоких, заметных издалека курганах, сооружавшихся обычно задолго до появления в степных краях половцев (в эпоху бронзы или в раннем железном веке). Половцы превращали курганы в святилища, где совершали жертвоприношения животных, а иногда и людей.

Одно из святилищ с каменной статуей в центре и сейчас можно увидеть недалеко от села Старой Кри-уши в Петропавловском районе Воронежской области. Статуя стоит на высоком, несколько расползшемся кургане в сильно наклоненном положении (результат неудавшейся попытки вытащить ее с помощью техники). Святилище не раскапывалось и еще ждет своего исследователя.

Статуи изображали конкретных лиц, которым воздвигались памятники после их смерти, и становились предметом почитания и преклонения. Мужские статуи принадлежали представителям половецкой военной аристократии, главам богатых семей, родов; женские статуи — женам военной знати, которые, как пишет С. А. Плетнева, «...в отсутствие мужей исполняли функции не только хозяек, но и реальных охранителей очага и дома, защищавших вежи от нападения врагов». Половецкие каменные статуи являются ярким свидетельством существования культа предков в религии половцев. Вероятно, с этим значением и связано русское название статуй — «баба», от тюркского слова «вава» (предок).

На протяжении почти двухсот лет половцы были господствующей военной и политической силой в южнорусских степях и прилегающих районах лесостепи.



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта
Яндекс.Метрика