Мостищенский лабиринт |
Дорогами тысячелетий - А.З. Винников, А.Т. Синюк |
В изучении идеологии и общественного устройства древних донских племен неожиданные результаты за последние годы принесли раскопки у хутора Мастище в Острогожском районе. Если подняться на средний из трех высоких меловых мысов, полукругом нависших над хутором, и повернуться к нему лицом, то взору откроется редкая по своей географической завязке панорама — долина, образованная слиянием пойм сразу трех рек: Потудани, Девицы и Дона. Отсюда в ясную погоду можно наблюдать открытые к северу пространства на десятки километров! Почти столь же широк обзор местности в западную и восточную стороны. Место удивительное, позволявшее контролировать большую округу с прекрасными пастбищами, охотничьими и рыболовными угодьями, а также с водными путями во всех направлениях. Не могли не оценить такое место и наши далекие предки. Ярким доказательством этому служат остатки оборонительных укреплений скифского времени на двух мысах. А не обнаружатся ли здесь признаки обитания людей в более древний период? Именно с такой целью были предприняты раскопки на центральном (Мастище 1) и северо-западном (Мастище 2) мысах. И наши ожидания оправдались. На первом из памятников наряду с обычными для скифского времени находками стали попадаться обломки сосудов иванобугорского типа и катакомбной культуры (как мы уже знаем, в определенной степени синхронных). Сразу же привлекли к себе внимание меловые камни, которыми оказался насыщен культурный слой. Дело в том, что на поселениях ни эпохи бронзы, ни скифского времени на Среднем Дону строительный камень до сих пор не встречался. Раскопки стали осторожнее: каждый камень необходимо было сохранить на месте. И вот наконец верхняя площадка мыса освобождена от почвенных наслоений, а на фоне материка рельефно выступили развалины каменных кладок! Кладки сохранились лишь фрагментарно, они неоднократно разрушались и в эпоху бронзы, и в раннем железном веке. И все-таки неопровержимый аргумент в пользу древнего возраста конструкции удалось получить. Раскопками на соседнем мысу тоже были обнаружены остатки каменных кладок (правда, не кольцевых, как на Мастище 1, а прямоугольных). Им сопутствовали обломки иванобугорских и катакомбных сосудов, и... ни одного черепка более позднего времени! Сейчас в нашем распоряжении есть факты, позволяющие связывать остатки каменных конструкций обоих памятников с иванобугорским населением (рубеж III—II тысячелетий до н. э. и несколько позднее). Поскольку раскопки завершены совсем недавно и впереди большая работа по осмыслению их результатов, мы лишь в самых общих чертах представим конструкцию поселения Мастища 1 (рис. 40). Она включает круглую центральную площадку из каменной вымостки и шесть окружающих ее концентрических колец-эллипсов, между которыми в ряде случаев зафиксированы перемычки. И кольца, и перемычки состоят из камней, выложенных без специальной подгонки и без какого-либо связующего раствора. Максимальная их высота и в древности не превышала полуметра; больший же диаметр внешнего кольца по линии запад — восток достигает 40 метров. Еще раз оговоримся, что до нас дошли лишь руины сооружения, которое в первозданном виде было архитектурно более сложным и системным. Но и то, что сохранилось до наших дней, не оставляет сомнений: это остатки «мегалитического» сооружения культового назначения. Его можно назвать святилищем, лабиринтом. В научном мире широко известны мегалитические сооружения — грандиозные памятники прошлого, рассеянные по европейскому побережью Атлантического океана и Средиземного моря. Мегалиты — это крупные вырубленные камни весом в несколько тонн. Они нередко ставились на торец или вкапывались в виде многометровых столбов, а сверху скреплялись наложением таких же блоков. Мегалиты использовались при возведении конструкций самых разнообразных форм, включая и кольцевидные в виде эллипсов. Для этих же целей применялись камни и значительно меньших размеров. Возраст сооружений — от четырех тысяч лет и более, а некоторые возведены задолго до появления пирамид Египта! Развалины Мастищенского лабиринта (точками обозначено местонахождение камней из красного гранита). Особое внимание ученых привлекают на протяжении многих лет каменные кольца Стоунхэнджа в Южной Англии. Об этом памятнике написано немало книг, но изучение его конструкции и скрытого в ней смысла продолжается и по сей день. Ученым удалось установить, что подобные памятники в большинстве своем использовались в качестве гробниц, но имеют и символическое значение: здесь происходили отправления всевозможных религиозных обрядов, собрания широко разбросанных общин из прилегающих областей. Наконец, Стоунхэндж оказался не только святилищем для ритуальных церемоний, но и огромной астрономической обсерваторией, которая, возможно, позволяла предсказывать солнечные и лунные затмения! Читатели вправе спросить, а что общего между Стоунхэнджем и весьма скромными по размерам Мас-тищенскими кладками? Действительно, внешнее сравнение не в пользу последних. Но если не учитывать размеры и архитектурные приемы, а обратить внимание на смысловое назначение донского сооружения, не увидим ли мы сходные признаки? Ведь Мастищенский лабиринт тоже не является производственной постройкой или жилищем. В лабиринте найдены лишь единичные экземпляры сосудов и костных остатков и никаких следов производства орудий и бытовой утвари, ни остатков жилищ, ни хозяйственных ям. Это на раскопанной площади памятника более чем в 2000 квадратных метров! Памятник, строго говоря, не являлся местом жительства древних людей, то есть поселением. Находки же сосудов, а также костей животных и рыб вполне соответствуют местам ритуальных церемоний. Сооружения в виде каменных лабиринтов известны как на побережье Белого моря нашей страны, так и в ряде северных европейских стран (Финляндия, Швеция, Дания и др.). Некоторые из них, отличаясь от донского меньшими размерами, приемами кладки камней и отдельными коструктивными деталями, сходны наличием концентрических кругов. Но, как установлено, северные лабиринты отражают те же идеи, какие побуждали к строительству мегалитических колец! Сейчас уже мало кто сомневается в культовом назначении лабиринтов: они безусловно являлись святилищами. Правда, в комплексе Мастищенских сооружений не обнаружено следов усыпальницы, но она может быть где-то поблизости и для нее предусмотрели обычный для донского энеолита обряд помещения останков в грунте. Итак, впервые для столь раннего времени (рубеж III и II тысячелетий до н. э.) в средней полосе России открыто святилище в виде каменного лабиринта, отражавшее общеевропейскую идеологию периода строительства мегалитических сооружений. Каково конкретное содержание этой идеологии, каковы ее слагающие звенья — вопрос, который, видимо, будет решен только в будущем. Донской лабиринт мог быть и центром широкой округи, где проводились важные общественные мероприятия. Следовательно, идеи, заложенные в строительстве подобных сооружений, были распространены значительно шире, чем считалось до сих пор. К тому же правомерен вопрос: все ли святилища делались из камня? Могло быть, что при скудости его запасов (чем отличается и наш край) святилища сооружали из дернины или насыпной земли, и обнаружить их сегодня практически невозможно. Наконец, мог ли донской лабиринт сочетать функции святилища и устройства для наблюдения за небесными светилами? Мы не исключаем положительного ответа, но нужны еще дополнительные исследования. Наш оптимизм основан на том, что пришла пора решительно отвергнуть бытующие исторические предрассудки и переоценить в пользу древних обществ их творческий потенциал. Это в полной мере относится и к эпохе бронзы. |