Курганы и захоронения |
Дорогами тысячелетий - А.З. Винников, А.Т. Синюк |
С середины III тысячелетия до н. э., с началом эпохи бронзы, на Средний Дон проникают племена из степей Заволжья и Нижнего Дона, в скотоводческом хозяйстве которых сложилась овцеводческая специализация. Они принесли с собой и первые изделия из искусственного сплава — бронзы. Если чистая медь — относительно мягкий металл (хотя медный топор и производительнее каменного в три раза), то бронза значительно тверже меди и в то же время менее тугоплавкая. Бронза — сплав меди и олова (содержание олова в древней бронзе от 6 до 10%) — почти всегда создавалась искусственно. В одном из гимнов древнего Шумера, относящемуся к тому времени, говорится: «Меди и олова смешиватель ты». Применение бронзы для изготовления орудий давало резкое увеличение производительности труда, что, как известно, постепенно приводит к появлению эксплуатации человека человеком, а затем — и к смене первобытнообщинного строя первым классовым обществом — рабовладельческим. С приходом новых племен, культура которых па-лучила название «древнеямной» (умерших хоронили на спине с подогнутыми ногами в глубоких прямоугольных ямах) (рис. ), на нашей территории начинается эпоха бронзы. Характерной принадлежностью погребального обряда пришельцев являлись надмогильные насыпи — курганы. С того времени курганы становятся неотъемлемой деталью степного и лесостепного ландшафта нашей страны. Много о них сложилось легенд, в которых возраст курганов, как правило, омолаживается и связывается со временем татарских набегов, а нередко —с турками или предводителями разбойничьих ватаг. В курганах, по преданиям, спрятаны либо бочка с золотом, либо золотая лодка, либо карета из того же металла. Некоторые из местных жителей настолько уверовали в реальное существование «кладов», что археологам, бывает, предъявляют претензии на свою долю сокровищ. К счастью, такие случаи очень редки. Но действительно, в древнейшие курганы делались подхоронения и в последующие эпохи, вплоть до средневековья. Создавались и новые курганы, что предусматривалось обрядовыми установками языческих религий. И только с утверждением на русских землях христианства курганы теряют свсе значение. Однако вспомним, что спустя много лет появились казачьи курганы. Возводятся они и в наши дни, но уже как символ славы и памяти о героических защитниках Родины в годы суровых военных испытаний. Первоначальная же функция курганов — место обитания умерших, откуда их души, как полагали древние, вознесутся к богам. Чем выше будет курган, тем быстрее произойдет встреча с богами. Но это действо — привилегия выдающихся лиц, которые остаются таковыми и в потустороннем мире. Разве не те же цели преследовали древние фараоны Египта, когда создавали для себя грандиозные пирамиды? И совсем нельзя исключать того, что курганы — отражение тех же пирамид, проявление общей идеологической основы, но в условиях местной специфики социально-экономического развития. Последовательность размещения захоронений в кургане: I — погребение древнеямной культуры под первичной на сыпью, 2 — погребение катакомбной культуры под вторич ной насыпью, 3 — погребение срубной культуры под позд ней насыпью (а - погребенная почва, б — материковые вы-киды, в — ранняя насыпь, г — средняя насыпь, д — поздняя насыпь, е — дерево). Курганы Донского бассейна уступают, конечно, упомянутым пирамидам по всем параметрам. Но давайте представим себе, сколько труда вложено в каждый из них. Средние размеры кургана эпохи бронзы — 20 метров в диаметре при высоте 1,5—2 метра (с учетом того, что по разным причинам они изменили свой первоначальный облик: «оплыли» и стали ниже). Сотни кубических метров земли, которые без каких-либо технических средств, вручную насыпались на месте захоронения! В этом деле были заняты все трудоспособные члены рода или племени в течение многих дней. Южнее (например, в Прикубанье) есть курганы диаметром до сотни метров и высотой в 10—12 метров! Они требовали уже во много раз больше и труда, и времени. Появление курганов — бесспорное свидетельство усложнения социального устройства древних обществ, возникновения неравенства между людьми, когда прижизненная власть стала закрепляться религиозными ритуалами, а позднее — и институтом ее наследования. Действительно, раньше родовая община не могла позволить себе столь расточительно обходиться с затратами общественного труда и времени, которые использовались прежде всего рационально. Иррационализм же порожден целью закрепить власть вождей и жрецов. Правда, очень часто удается проследить, что многие курганы возводились не в один, а в несколько приемов, через какие-то промежутки времени, а в самих курганах встречается не по одному захоронению, а по нескольку и даже по нескольку десятков. Это отражает, надо полагать, попытку примирить сложившийся ритуал с рациональным использованием трудовых затрат коллектива. Но задумаемся, могли ли рядовые члены общины рассчитывать в случае смерти на отдельное место в кургане, где захоронен вождь или жрец? Вряд ли, поскольку устранялась бы социальная суть нового обряда. Вероятно другое: если богатому захоронению сопутствуют другие, то они принадлежат слугам или рабам. Это положение находит яркое подтверждение в курганах скифских царей. Не мог рядовой общинник в условиях бурного процесса социального и имущественного расслоения претендовать и на отдельный курган. За полуторатысячелетнюю историю эпохи бронзы (от середины III до начала 1 тысячелетия до н. э.) их бы потребовалось возвести многие миллионы, чего нет в реальной действительности. Так что выводы напоатииваются следующие. Во-первых, если в кургане содержится несколько отдельных захоронений, сходных по обряду и относящихся примерно к одному времени, то они, вероятно, принадлежат ближайшим родственникам привилегированного лица, захороненного в основной (ранней) могиле. Во-вторых, наряду с курганами, видимо, существовал и другой погребальный обряд (бескурганный) для обедневших рядовых общинников и зависимых людей. Подтверждением служит тот факт, что нередко в одном кургане погребены представители разных этнических групп, сменявших друг друга и не очень считавшихся с погребальными установками своих предшественников. Только кургану отводилась та же роль. «Впускные» захоронения могли принадлежать и рядовым членам коллектива, особенно скотоводам. Когда кто-то из них умирал во время перекочевок, то находил последний приют здесь, поскольку особых усилий погребения в готовую насыпь не требовалось, и такая процедура вряд ли у кого вызывала нарекания относительно нарушения погребальной регламентации. Яркий пример сосуществования разных обрядов захоронений представило недавнее исследование на Дону Мастищенского (раскопки А. Т. Синюка) и Семилукского (раскопки А. Д. Пряхина) городищ, на площади которых без каких-либо наземных признаков были созданы могильники скифского времени. Встречаются и отдельные грунтовые захоронения эпохи бронзы, в частности, при раскопках поселений Борщево IV, Мосоловского (раскопки А. Д. Пряхина) и ряда других памятников. Но, вероятно, существовали и другие места для массовых захоронений. Их еще предстоит открыть археологам. Как обнадеживающий симптом можно рассматривать небольшой грунтовый могильник эпохи бронзы у хутора Чехурский в Петропавловском районе (раскопки В. И. Погорелова). Перспективно, на наш взгляд, исследование межкурганных пространств на площади, занятой группой курганов. Курганы бывают одиночные, но чаще группируются по два, три, а то и по нескольку десятков и даже сотен. Такие группы или компактно занимают небольшой участок ровного поля, где насыпи чуть ли не соприкасаются своими краями, или же рассредоточены на площади в несколько гектаров. Курганы встречаются и на невысоких участках (от уровня речной поймы), но характерное их местоположение — господствующие высоты на водоразделах, откуда открывается широкий обзор местности. В могильнике, как правило, имеется курган, выделяющийся из собратьев величиной, достигая высоты трех, пяти и даже более метров. Такой признак еще предстоит оценить археологам. Устройству могильников и форме курганов археологи в настоящее время уделяют большое внимание: удалось установить, что размещение насыпей иногда преднамеренно планировалось. Курганы являлись как бы узловыми точками поверхности могильника. Направленные через них условные линии создают комбинации отрезков и геометрических фигур, напоминающие расположение небесных светил в определенные времена года. Известно, что среди древних земледельцев и скотоводов широко распространился наряду с культом природы (огонь, вода, ветер) культ небесных светил (главным образом солнца и луны). Изменения в размещении светил на небосводе относительно друг друга и относительно постоянной точки наблюдения имеют циклический характер, а каждый из циклов был связан с тем или иным хозяйственным сезоном. Для их фиксирования требовались систематические наблюдения, и некоторые места захоронений с наземными надмогильными устройствами являлись одновременно и святилищами, и древнейшими астрономическими обсерваториями, где производились календарные расчеты. Так через искаженные, фантастические представления о характере мироздания пробивались рациональные устремления людей к познанию законов природы, и базировались такие устремления на производственных потребностях человеческого общества. Коллективы людей эпохи бронзы накопили солидную сумму знаний, включая основы астрономии, геометрии, математики и многое другое. Формы и системы надмогильных сооружений нередко бывают очень сложными по своей конструкции и предполагают математические расчеты. Древние донские курганы в большинстве своем имеют овально-сферическую форму и лишь изредка — эллипсоидную. Насыпи возводились из земли, но внутренняя их архитектоника еще с трудом поддается изучению, для чего необходимо подключать методы многих научных дисциплин, в том числе и точных. Уже сейчас можно сказать, что донские курганы не так просты, как может показаться на первый взгляд. Некоторые из них имеют неоднократные досыпки, системные слои глиняных обмазок, включают кольцевые ровики, круговые и прямоугольные каменные обкладки и т. д. Во всем этом есть свой смысл. Древние курганы, располагаясь на возвышенных водоразделах, служили ориентирами во время движения многочисленным группам скотоводов, особенно при освоении новых пространств. Еще в недалеком прошлом наиболее высокие курганы использевались в качестве сторожевых постов, откуда казаки и стрельцы сигнальными кострами оповещали о приближении к границам Русского государства конных отрядов крымских татар. На «сторожевых» курганах устраивали вышки и укрытия. От Великой Отечественной войны на их вершинах остались следы огневых точек. Ну а что касается ценных кладов последних столетий, зарывавшихся якобы в курганы, то среди сотен курганов, исследованных археологами на Дону, лишь в одном найдена... медная двухкопеечная монета 1876 года выпуска! |