asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка



Вы находитесь здесь:Народная культура и проблемы ее изучения - Вып 7 ->Свадебный обряд села Колыбелка Лискинского района Воронежской области Воронеж

Свадебный обряд села Колыбелка Лискинского района Воронежской области
Народная культура и проблемы ее изучения - Вып 7

 

Свадьба - особая ступень на пути создания семьи, имеющая для каждого человека огромное значение. Это важный жизненный рубеж, преодолевая который, люди вступают в семейную жизнь. Но это и грандиозное событие, требующее соблюдения определённых правил и взвешенного подхода.

Об особенностях русской свадьбы известно много, что же касается украинской, то многие её черты до сих пор остаются неизвестными. Мы на примере свадеб, которые игрались в селе Колыбелка Лискин-ского района Воронежской области, попытались выявить основные черты русской свадьбы, имеющей отдельные черты украинской свадьбы. Ведь известно, что в этом селе живут потомки украинского народа.

Свадебный обряд села Колыбелка состоял из следующих этапов: сговор, сватовство, смотрины и «оглядины», запой, девичник, двухдневное празднование свадьбы («свадебный пир» и «похмелки»)

Рассмотрим по порядку каждый из этих этапов, пытаясь отследить специфику украинской свадьбы.

Сговор:

Родители жениха выбирали невесту своему сыну, при этом они учитывали волеизъявление молодого человека, ведь предлагаемая невеста могла ему и не понравиться. Но в некоторых семьях, где косный родительский уклад не поддавался изменениям окружающего мира, родители жениха могли договориться с родителями невесты, не говоря об этом своему сыну ни слова. Иногда невеста и жених знакомились только во время сватовства, когда изменить предначертанную родителями судьбу уже было невозможно.

Родители жениха, золовка матери, сестра мужа (если есть) приходили в дом к невесте и говорили: «Мы сейчас договоримся, а потом к вам придём свататься, у вас тёлка, говорят, продажная есть, а мы

хотим купить тёлочку молодую». (Зоткина Е. В. 1936 г. р., с. Колыбелка)

Родители невесты могли согласиться, а могли и «отпор дать», говоря, что «жених не по нраву пришёлся» и что «товар не подошёл ещё, ещё не на выданье». Если родители невесты соглашались играть свадьбу, то невеста выходила к родственникам жениха, чтобы те посмотрели на будущую жену и оценили её красоту и умение себя вести. Бывало, что родители жениха, увидев невесту, отказывались от своего предложения играть свадьбу, они говорили о недостатках невесты, пытались объяснить, почему она им не понравилась. Невеста же должна была слушать родственников жениха, чтобы в будущем не допустить тех ошибок, которые совершила во время этого сговора.

Иногда инициаторами свадьбы были родители невесты, они приходили в дом жениха и предлагали его родителям сыграть свадьбу. Те, в свою очередь, могли согласиться или сказать, что невеста нерабочая, некрасивая и что для сына они подыщут другую девушку.

На сговоре не было обычая накрывать стол.

Можно сказать, что сговор - попытка установить контакт между семьями, решить, будет свадьба или нет.

Сватовство:

Если на сговоре семьи жениха и невесты решили играть свадьбу, то в дом к невесте присылали сватов. Сватами были крёстная и крёстный жениха и, естественно, сам виновник торжества.

Приходили сваты в дом невесты, спрашивали: «Яе разрешите ли присесть?». Родственники невесты сажали их в центральной комнате под матицей. (Мушонкина Александра Федоровна. 1938 г.р., с.Колыбелка)

Потом начиналась игра словами. Сваты жениха говорили: «Вот мы шли мимо, смотрим, что у вас есть товар, у нас же есть купец, если вы не против, то можем и поторговаться, мы ещё раз увидим ваш товар, а вы посмотрите наш и оцените, каков он». (Мушонкина Александра Федоровна. 1938 г.р., с.Колыбелка)

После этих слов выходила невеста. Иногда в этот момент, как уже упоминалось выше, происходило знакомство жениха и невесты.

На сватовстве накрывали большой стол, также устанавливали день запоя (следующий этап свадьбы). В этот день оговаривался размер приданого, которое состояло из холстов, сотканных невестой, рубах, панёв, различных нарядов иногда в сундук с приданым клали домашнюю утварь. Холсты, которые невеста ткала с самого раннего возраста, назывались «ряднёшкой» или просто «рёдно».

Во время сватовства состоялась общая молитва: родители жениха и невесты, будущие муж и жена, крёстные отцы и матери приближались к красному углу и молились Богоматери и Иисусу Христу, чтобы жизнь у молодых была счастливой, чтобы не встретили они на своём пути ни горя, ни злосчастия, чтобы не знали лишений, жили в довольстве и при полном здравии.

При сватовстве, если жених не подходил невесте, не нравился, и согласие родители невесты не давали, она могла ему вручить тыкву. «У нас это называют «гарбуз». Прям выносила этот «гарбуз», отдавала без слов. Все было понятно, сваты быстро поднимались и уходили. В этом доме им не рады, невеста им не рада, родители согласие не дают» (Мушонкина Александра Федоровна. 1938 г.р., с.Колыбелка) Смотрины и «оглядины»:

После сватовства осуществлялись смотрины и оглядины. Сначала родственники жениха приходили и осматривали двор невесты, заходили в загоны для скота, чтобы выяснить материальное состояние невесты.

После смотрин были «оглядины», когда родители невесты шли в дом к жениху, осматривали сначала внутреннее убранство дома, ведь здесь будет жить их дочка, а потом выходили во двор, чтобы посмотреть на домашний скот, на состояние сараев и загонов для скота. После оглядин родственники невесты делали вывод, какой хозяин живёт в этом доме, как он ведёт хозяйство, также предрекали будущую судьбу дочери: в довольстве будет жить или в бедности.

Запой:

Запой проходил тоже в доме невесты. Её родители накрывают богатый стол. Когда запивают невесту, ее заставляют хлеб на столе разрезать на всех, кто присутствует.

На запое гостей было много, как говорят, «целая орава». И подруг приглашают, и крестных. И двоюродные, и родные приходят в этот день в дом невесты. Запивать приходят только родственники жениха, родственников невесты почти нет, присутствуют только её крёстная мать и крёстный отец. Сначала состоится гулянье, все поют, веселятся, а потом договариваются, на какой день свадьбу назначить.

Девичник:

Девичник состоялся вечером накануне свадьбы, днём невеста шла к жениху вместе с подружками и дарила ему рубаху, которую сама сшила. Жених эту рубашку одевал в первый день свадьбы.

После того как невеста подарит рубаху своему будущему мужу, она вместе с подругами отправлялась «собирать род», то есть приглашать всех родственников на свадьбу.

Когда все гости приглашены, невеста с подругами идёт к себе домой, чтобы устроить девичий вечер. На этом вечере присутствуют самые близкие подружки, иногда девичник может посетить жених, но это произойдёт, если невеста позволит. Если невеста впустила своего будущего мужа, то через некоторое время могут прийти в дом невесты друзья жениха. Тогда девичник становится гулянием молодых с пением песен, танцами, играми.

Если невеста сирота или у неё нет одного из родителей, то она вместе со своими подружками идёт в этот день на кладбище, чтобы просить благословения у умерших родителей, этот обычай называется «кликать мать» или «кликать отца» (всё зависит от того, кто умер у невесты). На могиле девушка голосила, упрекала родителей или одного родителя в том, что она осталась одна, что некому её защитить. Потом невеста и её подружки возвращались домой.

Подруги невесты на девичник приносили «кокурки» (испечённое тесто в виде жаворонка с воткнутыми в него скрученными бумажками, которые назывались «столбочками»). Подружки невесты должны были сами испечь эти кокурки, некоторые их начиняли какой-нибудь кашей, некоторые, кто побогаче, мясом, но чаще всего их ничем не начиняли. Ничем не начинённые кокурки были кислыми и пресными. Когда подруги заходили в дом невесты, они должны были положить кокурки на божницу. Кокурками кормил жених невесту перед первой брачной ночью.

Обычно девичник длился до поздней ночи.

Первый день свадьбы:

Невеста просыпалась рано утром, потом к ней приходила крёстная мать, купала её, причёсывала. В свадебном украинском обряде распространён обряд «покрывания». Главная его особенность в том, что крёстная распускает косу невесты, расчёсывает ей волосы, но не убирает их, то есть волосы невесты остаются распущенными. Крёстная на голову невесте надевает «дымку» (венок, сделанный из бумажных цветов, искусно соединённых вместе). В некоторых семьях, ощутивших сильнейшее влияние русского быта и особенностей проведения русских праздников, в частности свадьбы, на голову невесте надевают кокошник. Этот головной убор могли позволить себе только зажиточные семьи.

После купания крёстная также одевает невесту: рубаха с расширенным рукавом, вышитая различными узорами, юбка нижняя с шитьём или кружевом внизу, юбка верхняя, фартук, расшитый кружевами или с вышивкой, пояс, который сзади завязывали большим и красивым бантом.

«А на свадьбу невесту наряжали так: тогда были кофты такие красивые пошитые, воротник, вот она тут с разными рюшками, с разным шитьем или с кружевами, вот тут талия. Рукав здесь такой пышный с вышивкой жемчугом или бисером. Юбка и кофта были атласные или сатиновые, розового или голубого цвета, юбка в складку. Нижняя юбка с кружевами или шитьем, чтобы вторая юбка из- под той выглядывала. Потом уже одевали юбку в складку и сверху еще фартук такой кружевами расшитый, тут взади бант большой. На голову одевали венок, вокруг делали цветы, из бумаги розочки, а взади ленты разные, до самого пояса.» (Мушонкина Александра Федоровна. 1938 г.р., с.Колыбелка)

Такой костюм с кофтой и юбкой одного цвета назвали «парочкой», венок с лентами - это уже характерная черта женского украинского костюма.

Немного позже приезжает жених, дружка и все родственники со стороны жениха. В дом к невесте их не пускают, сначала жених должен выкупить невесту. Его не пропускают до тех пор, пока сумма, заплаченная за невесту, не покажется её родственникам достаточной.

Жених входит в дом, но тут его ждёт новое испытание: «невесту схоронили». На месте невесты сидела за столом какая - нибудь переодетая в свадебный костюм родственница, рядом с ней либо брат невесты, либо её сестра (если у невесты нет ни брата, ни сестры, то сажали подружку). Одна из подружек в это время сидела под столом и голосила.

Теперь жених должен был выкупить постель невесты, после свершения выкупа выходила настоящая невеста и просила благослов-ления у своих родителей. Они её благословляли, и невеста с женихом ехали в церковь, чтобы обвенчаться.

После венчания проходили катания на лошадях по селу. Лошадей для этого украшали колокольчиками, бубенчиками, разноцветными ленточками.

«Обязательно, на лошадях, усе лошади вот этими цветами, колокольчики... Везде приколоно и на дугу навешено. Красиво так. На санках проедут молодые. А если есть вторая пара, там молодёжь едут тоже.» (ЗоткинаЕ. В. 1936г. р., с. Колыбелка)

Любой желающий мог «перетянуть дорогу» молодым верёвкой, тогда жених угощал этого человека или группу людей вином, самогоном и предлагал что-нибудь из еды.

После катания на лошадях молодые ехали в дом невесты, где начиналось гулянье.

Перед тем, как молодые сядут за стол, им приносили свадебный пирог, в который были вставлены веточки калины или «рута», потом крёстная невесты обвязывала руки новобрачных расшитым полотенцем и проводила их вокруг праздничного стола, начиная с красного угла.

«Руту вставляли и калину. Если каравай, то уряжали, если есть веточки калины. Рутой не всегда, а калиной. Калина почти в каждом дворе была, весь каравай тогда утыкають калиной. Красиво!» (Зот-кина Е. В. 1936 г. р., с. Колыбелка)

После того как молодые сели за стол, а место их было в «покути» (особое название красного угла, то есть это место, где находились иконы), их «частовали». «Частование» проходило следующим образом: все гости сидят, две женщины (родственницы невесты) идут с тарелками, на которых стоят рюмки и бутылка спиртного напитка, чаще всего самогона, они подходят к каждой паре или к отдельному гостю. Гости, к которым подошли женщины, встают, говорят слова поздравления в адрес молодоженов, выпивают рюмку, дарят свой подарок и садятся на своё место.

«Первый день праздновали, забирали невесту, праздновали у жениха, частовали, частуют и едут к невесте. Как частовали? Ну, вот садятся все гости уже, уже молодые зарегистрируются, на лошадях привозят. Жених и невеста заходят к жениху, жених и невеста садятся, гости тоже за стол. Немножко там закусят и начинают частовать: это тарелочка такая, две рюмочки, наливают туда или самогон, или спиртное, хоть вино там, но больше был самогон. И к каждой паре.Например, мы с ним: мы подымаемся оба, берём рюмки, поздравляем жениха и невесту, желаем счастья, здоровья, кучу детей и ну.поздравление, а потом сначала пригубим и вторую, но положено выпить эту самую вторую. И подаём тогда уже подарок, или деньги даём: вот это вам на мыло. (Зоткина Е. В. 1936 г. р., с. Колыбелка)

После того, как «почастуют» с молодой снимают «венец» и одевают «чепец». «Молодая этот чепец снимает, бросает куда подальше, чтобы подольше оставаться молодой, это так принято. Потом расплетают ей косу, закручивают и закалывают гребнем круглым, одевают сначала чепец, а потом повязывают платок. Потом свадьба идет своим ходом» (Мушонкина Александра Федоровна. 1938 г.р., с.Колыбелка)

Вечером в дом жениха привозили приданое. Сами молодожены ночевали в доме жениха, где им стелили постель крёстные матери и подружка невесты.

Второй день свадьбы:

Молодых с утра будила крёстная жениха, после пробуждения молодых крёстная проверяла «чистоту» невесты. Если невеста была чистой, то вешали красный «флаг» рядом с домом, а ей и жениху прикалывали красные ленточки, иногда флаг не вешали, но в доме жениха в центральной комнате к стене прикалывали простынь, на которой спали молодожёны.

«- А на свадьбе вешали флаг или хлаг, как его называли?

- Это обязательно.

- А куда вешали?

- Обязательно вешали, если она девушкой была, то в первую брачную ночь обязательно вешали. То и всё на второй день, идут уже на второй на завтрак, и все себе цепляли вот эти красные ленточки. Прикалывали к одежде, да ну как, прикалывали и мужчины». (Зоткина Е. В. 1936 г. р., с. Колыбелка)

Мушонкина А.Ф. 1938 г.р. рассказывала, что утром был обычай: «дружка проверял простыню - простыню не вывешивали, а только если она девушка, ей к платку красную гаросовую нить прицепляли или вывешивали на столб большую красную ленту».

После проверки чистоты невесты начиналось гулянье.

Родственники невесты в новый дом своей дочери несли живую, украшенную ленточками курицу, которую преподносили в качестве подарка свекрови.

«От невесты несли курицу, а с флагом туда шли и с красным, и такие все довольные, шо хорошая девушка. А оттуда, от невесты, на второй день забирали уже курицу, чтобы уже тока прижилась, как невеста.» (ЗоткинаЕ. В. 1936г. р., с. Колыбелка)

Родители жениха накрывали стол, обязательным блюдом была вареная курица. Связано это с тем, что был обычай «ломать курицу», смысл которого заключался в следующем: жених, взяв себе девушку и сделав её женой, сломил её, как ломают варёную курицу.

Чаще всего свадьба заканчивалась на второй день, но зажиточные люди могли играть свадьбу три дня, а иногда даже больше.

В ходе нашей работы мы познакомились с особенностями русской свадьбы в с. Колыбелка Лискинского района Воронежской области, осознали её яркие отличительные черты.

ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА

 

О.Еньшина (ВГУ, студ. 2 к. филфака)



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта
Яндекс.Метрика