asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка



Вы находитесь здесь:Народная культура и проблемы ее изучения - Вып 7 ->Представления о месте обитания дьявола Воронеж

Представления о месте обитания дьявола
Народная культура и проблемы ее изучения - Вып 7

 

В отличие от труда Я. Гримма, в «Поэтических воззрениях славян на природу» не только представлена широкая картина представлений об образе и местоположении преисподней, но также есть указания на само происхождение этого образа. Из анализа мифологических представлений разных народов о загробном мире видно, что первоначально все люди, независимо от того, какими они были в земной жизни, направлялись после смерти в одно и то же место. В греческой мифологии таким местом был Аид; в скандинавской мифологии существовало три загробных царства, но люди попадали в них в зависимости не от жизненного пути, а от условий смерти: павшие в бою воины обитали в Валгалле и Нифльгейме, а умершие от старости и болезней попадали в царство Геллы. «Тем не менее, - пишет Афанасьев, - из этих мифиче-скихъ основъ с течешемъ времени, когда выработалась известная сумма нравственныхъ правилъ, должны были развиться представления о разной участи, ожидающей по смерти добрыхъ и злыхъ» (2, с. 18 - 19). Строгое различие между местами посмертного пребывания злых и добрых людей указало христианство - и в XIII веке царство Геллы стало царством мук, в котором пребывают души проклятые.

Что касается самого образа преисподней, Афанасьев учитывает преемственность дьявола по отношению к языческому богу-громовнику: «Вместе с присвоенiемъ громовнику и сопутствующимъ ему духамъ характера демоническaго, сатанинскaго, жилища их, т. е. облачные подземелья и пещеры, получили значение страшного царства нечистой силы» (2, с. 15). Однако в дальнейшем эти представления об облачном царстве трансформировались в представления об аде как царстве, находящемся под землёй, куда ведет трудный путь через пропасти и горные ущелья. Ад у славян - это мир непроницаемой тьмы и страшно-клокочущего всепожирающего пламени. В этом Афанасьев усматривает связь ада с небесным жилищем громовника: «тьма указы-ваетъ на помрачене неба черными тучами, а пламя - на горящие въ нихъ молнш» (2, с. 16). Еще одно подтверждение тому факту, что ад первоначально был только метафорическим изображением небесных облачных пещер, исследователь находит в греческой мифологии, где ад помещался то в недрах земли, то за пределами воздушного океана.

Исходя из того, что дьявол, как уже было сказано выше, может появляться перед человеком в образах зверей, адом, по мнению древних людей, должно было стать лоно этого зверя, а вход в него представлялся в виде пасти этого зверя. Об этом подробно говорит Афанасьев: «В средние века изображали адъ жадно раскрытымъ, поглощающимъ людской родъ зевомъ, подобнымъ волчьей пасти. Наши церковные и лубочные изображения страшного суда рисуютъ адъ в виде открытой огнедышащей пасти чудовищии) змея» (2, с. 18).

В «Поэтических воззрениях славян на природу» Афанасьев дает широкую картину представлений об образе преисподней. С одной стороны, он указывает на то, что в представлениях обитель дьявола находится на Севере: «идея ада связывалась с северомъ, как страною полуночною, веющею зимними стужами» (2, с. 25). При этом Афанасьев основывается на скандинавских преданиях, в одном из которых ад -«холодная, туманная, охваченная непроницаемымъ мракомъ страна, где обитаютъ и носятся темные эльфы» (2, 26). С другой стороны, по словам Афанасьева, «Въ противоположность северному миру зимнего холода и тумановъ, на юге лежитъ миръ огня» (2, 27). И, наконец, местом обитания дьявола у древних греков и некоторых других народов признавался Запад - ведь солнце, «рождаясь» на Востоке, по мнению древних, вечером «умирает» на Западе. Следовательно, на Западе находилось «подземное, загробное царство» (2, 26).

 

М.Нестерова (ВГУ)

 

 



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта
Яндекс.Метрика