asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка



Вы находитесь здесь:Народная культура и проблемы ее изучения - Вып 7 ->Запретный детский фольклор - Жанры запретного фольклора Воронеж

Запретный детский фольклор - Жанры запретного фольклора
Народная культура и проблемы ее изучения - Вып 7

 

Несмотря на то, что запретный фольклор затрагивает все жанры собственно детского фольклора, у него есть и свои собственные. Связано их появление с тем, что со временем дети начинают подтрунивать над запретами старших. Им уже не так важен сам факт произнесения запретных слов, они уже познали основы полового воспитания, и их начинают привлекать новые жанры запретного фольклора: недоговорки и немного позже ловушки.

Недоговорки позволяют детям произносить полностью или частично запретные слова под благовидным предлогом:

Смотрите, дети, утка.

Она большая прости-и-и.

.те, дети, это слон.

Он фантастически силен,

У него, как у китайца

Выросли большие я-а-а.

.ша, Яша, не балуй,

Оторвешь макаке ху-у-у.

.лиган ты, Яша,

Где твоя мамаша?

А мамаша на пруду

Чистит палочкой пи-и-и...

.. .ратики, пиратики -

Морские акробатики.

Днем они дерутся,

А вечером е-е-е.

.хала карета

Мимо лазарета.

Всадник дернул,

Конь как пе-о-о.

.тр Иваныч, Ваша остановка.

Здесь запретные слова не произносятся полностью, на них только намекают. Другой разновидностью недоговорок являются те, в которых дети полностью произносят запретные слова, но также маскируя их:

Папе сде Папе сде

Папе сделали укольчик Прямо в ху Прямо в ху

Прямо в худенький пупочек.

Заметим, что недоговорки остаются запретным фольклором. Они также запрещены взрослыми, поскольку слишком уж легко уличить рассказчика в том, что он декламирует такие стихи не с добрыми чувствами и светлыми мыслями о прекрасном. Но они интересны как пример остроумия и находчивости детей. В работе «От двух до пяти» К.И. Чуковский пишет о детском словотворчестве, восхищаясь детской способностью к анализу речи и конструированию на фоне этого анализа новых слов: «Если бы потребовалось наиболее наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий.». Недоговорки создаются детьми после пяти лет, но заслуживают, на наш взгляд, не меньшего восхищения. Здесь уже нет такого активного словотворчества, зато начинаются смелые эксперименты со словом. Нужно очень внимательно следить за сочетаемостью слов, чтобы увидеть на их стыке новое, никак не связанное с предыдущими. И это еще одна причина, по которой дети очень любят недоговорки: это открытие в мире слова, которому ребенок, знакомясь с фольклором, радуется, как своему личному.

Другой жанр запретного детского фольклора, ловушки, имеет обратную цель. При помощи ловушек собеседника пытаются уличить в извращенном уме, склонности видеть в любой ситуации только самое пошлое и грязное. При этом человека сознательно провоцируют именно на такой ответ:

На горе стоит статуя, У статуи нету ...

(собеседник должен окончить стих) Ты не порти мой рассказ! У статуи нету глаз.

Рифма в таких случаях подсказывает тот ответ, который делает ловушки жанром запретного детского фольклора. Причем сами стихи и загадки-ловушки создаются именно про то, про что говорит отвечающий. Это видно из следующего примера:

Гром гремит, кусты трясутся, Что там делают? (собеседник должен ответить) Что ты мелешь, идиот? Там медведь малину рвет. Обратим внимание на то, что в вопросе содержится глагол третьего лица множественного числа, по всей видимости, в ответе подразумевается глагол в той же форме. Но изобличающий ответ содержит глагол в форме третьего лица, единственного числа.

Мы считаем, что ловушки появляются на позднейшем этапе восприятия детьми запретного фольклора, когда они знакомы со всеми реалиями таинственной взрослой жизни и узнают их по рифме или формальным признакам:

Волоса, волоса, Посредине колбаса. (кукуруза)

Здесь же постепенно приходит понимание того, что произведения запретного фольклора не раскрывают ничего загадочного, не приближают к миру взрослых, а являются коммуникативным табу, нарушение которого «оскорбляет собеседника и негативно характеризует говорящего» (И.А.Стернин). Поэтому в это же время появляется знаменитая формула «Каждый понимает в меру своей воспитанности, испорченности и начитанности». Формула эта используется при даче собеседником ожидаемого ответа на ловушку, изобличая его и защищая спрашивающего от обвинения в той же осведомленности: рассказчик ловушки делает самые невинные глаза и утверждает, что он даже и не думал ни о чем таком.

Таким образом, нам кажется, что запретный детский фольклор является не показателем деградации общества, не признаком невоспитанности детей, а закономерным этапом развития личности ребенка в его стремлении познать мир во всех ее проявлениях. Но признавая этот фольклор, мы понимаем, что он должен оставаться запретным, то есть скрытым от взрослых, подпольным, поскольку выйдя из тени, он станет обычным проявлением народного творчества, исчезнет этап забывания таких произведений, лексика и темы перестанут быть табуиро-ванными, в итоге мы получим безнравственное общество с пониженным уровнем культуры. Поэтому, услышав от ребенка произведение запретного фольклора, следует, не поддаваясь панике, объяснить ему, что такие стишки или песенки рассказывать плохо. Это поставит для ребенка определенную границу и позволит развиваться в нужном направлении.

 

Литература

1. Стернин И.А. Проблемы сквернословия. Воронеж, 1996

2. Армалинский М. Детский эротический фольклор.

 

А.Шереметьева (ВГУ)



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта
Яндекс.Метрика