asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка



Вы находитесь здесь:Народная культура и проблемы ее изучения - Вып 7 ->Зимние календарные обряды - Крещение (Богоявление) Воронеж

Зимние календарные обряды - Крещение (Богоявление)
Народная культура и проблемы ее изучения - Вып 7

 

И. Снесарев дает обозначение малороссами праздника Крещения: «Вечер Богоявлешя, по руски «свечки», по-малороссшски «голодна кутя». И этот праздник сопровождался приготовлением обрядовой еды. Собиратель фольклора тщательно записывает народные рецепты приготовления кутьи и взвара (компота). Одним из обязательных блюд была кутья, ее готовили из зерен злаков, смешивая с сухими ягодами. Ягоды, как и зерно, имеют символику постоянного возрождения жизни, поэтому очень важно было употребление такой еды в наступающем новом году для крестьян. Этот обычай сохранился и в 20 веке. Снесарев так описывает приготовление кутьи и взвара у малороссиян:

«Каждый малоросаянинъ въ этотъ день готовитъ себ1ъ въ пищу пироги съ капустою или съ горохомъ, кутью и взваръ все непременно.

Кутья приготовляется такъ: берутъ сколько кому угодно ячменя и обталкиваютъ его въ мельничныхъ ступахъ, отделивши кожицу отъ целаго зерна, варятъ изъ целыхъ зеренъ густую кашу; взваръ же приготовляется такъ: берется одна часть сушеныхъ яблокъ и грушъ и одна часть сушеныхъ ягодъ, это все смешавши вместе, варятъ, и это называется у нихъ взваръ, или лучше сказать: взваръ есть ничто иное, какъ компотъ или отваръ в емкихъ, у кого каше окажутся на лицо фруктовъ, смотря по состоянию домохозяина; когда эти два кушанья сварятъ, то наславши сена въ углу подъ святыми, ставятъ оные въ углу подъ святыми на сене; кутью они употребляютъ съ сытою или съ распущен-нымъ жидко въ воде медомъ; а взваръ самъ по себе особенно, только въ этотъ день и то уже по восхожденш вечерней зарницы, а весь день проводится въ совершенномъ посте

День Крещения по И. Снесареву насыщенный и богатый. «Съ са-маго утра и до обедняго времени все этотъ день проводятъ въ домаш-нихъ работахъ, не раньше часу по полудни и не позже двухъ колоколъ возвещаетъ жителямъ, что насталъ часъ молитвы и освящешя воды, тутъ все от малаго до великаго спешатъ въ церковь съ ведрами и кувшинами въ рукахъ, для того, чтобы набрать себе освященной воды для хранешя и въ известныхъ случаяхъ употребления въ продолженш круглаго года и каждый малороаянинъ не бываетъ безъ святой воды и какъ только принесетъ изъ церкви освященную воду въ домъ, тотъ же часъ беретъ мелъ и святую воду и меломъ пишетъ небольшие крестики на всехъ дверяхъ и окнахъ и кропитъ всю домашнюю утварь и скотъ освященною водою; покропивши все при наступленш вечера, садятся ужинать, отъужинавши у кого еще живы крестный отецъ или мать, то наполняютъ одну мыску кутьею, а другую взваромъ кладутъ на нихъ паляницу и несутъ къ крестовому отцу и это называется: «по-нысты хрещеному батькови вечерю». (В настоящее время этот обряд утерян).

«Получивши эту вечерю, крестный отецъ перекладываетъ ее в свою посуду, а въ которой было принесено, ту наполняетъ своею кутьею и взваромъ и отдаетъ ихъ своему крестнику, и за этотъ ужинъ крестовый отецъ даритъ своего крестника грошомъ или пирогомъ, или же пампушкою, после ужина кладутъ ложку каждаго семъянина въ мыску и ставятъ ее подъ святые возле кутьи, и чья ложка перевернется - тому скоро умирать. Нельзя не сказать, что есть много суевернаго, нельзя умолчать, что есть много и священнаго, есть много и заветнаго въ душе простолюдина, что можно отгадать лишь только теплою верою». Эти гадания И.Снесарев оценивает со своей точки зрения: он разделяет их на суеверные и священные.

«Подъ Богоявлеше Господне религюзные старики-малороаяне не спятъ до глубокой полуночи и едва только начнетъ приближаться часъ полночи, они берутъ кувшинчики и идутъ на реку къ проруби, или, если нетъ реки, то къ колодцу и тамъ ожидаютъ часа полночи;- въ это время спешат набирать въ эти кувшинчики воду, которую считаютъ за вышеосвященную и эту полуночную воду они употребляютъ во всехъ почти болезняхъ съ ладаномъ, который берутъ они у церковнаго пономаря, которымъ окажують церковь во время Херувимской песни и по вере ихъ бываетъ, что многе отъ тяжкихъ болезней исцеляются».

Ритуальные действия, совершавшиеся на Богоявление, сложились под воздействием церковного обряда водосвятия. В сопровождении священника совершались крестные ходы к «Ердани» - проруби, имевшей форму креста, круга или квадрата. Из нее набирали воду, считали, что она становилась целебной, иногда купались. Частично этот обычай сохранился до настоящего времени. Так проходил день Богоявления у малороссиян.

«Съ наступлешемъ дня Богоявлешя все спешатъ къ заутрени и обедни. По окончанш обедни идутъ, если есть река, на реку, а если нетъ, то къ колодцу торжественнымъ ходомъ, - что и называется у малороаянъ - ити на Йорданъ. Освящеше воды въ день Богоявлешя совершается очень торжественно: берется большая часть подвижной святости, хранящейся въ церкви и крестнымъ ходомъ идутъ на реку. На льду же вырубливается очень большаго размера Крестъ. Крестъ этотъ около останавливается людьми, держащими святость церковную; далее народъ, у поднож1я Креста, вырубленнаго на льду стоитъ покрытый белымъ полотенцомъ столъ, на немъ лежитъ хлебъ и соль; за этимъ столомъ стоятъ священнослужители съ причтомъ и певчими. Едва только начнутъ погружать крестъ, малороаяне начнутъ стрелять изъ пистолетовъ и начнутъ толпиться за получешемъ освященной воды. Въ средине перекресття делается дыра, въ которую забиваютъ колъ, на которомъ вверху привязывается три свечи, наподоб1е святительскш перекирш, украшенные гвоздиками и васильками, едва только станутъ погружать крестъ, какъ целые толпы бросаются достать этот колъ, или свечу, или цветы, украшающие ихъ, для подкуриваня скота и себя въ случае опухоли ногъ или другихъ частей тела».

Подробное описание обряда освящения воды в день Богоявления дает нам возможность представить, как все это проходило в XIX веке при стечении большого количества людей разных сословий. Использование святой воды в целях апотропеической и очистительной магии, для лечении людей и животных было традиционным как тогда, так и сейчас.

Материал И. Снесарева дает нам возможность увидеть зимние календарные обряды и обрядовые песни XIX века в действии, рассмотреть детали, которые уже никто не расскажет. Это бесценный труд, оставленный И. Снесаревым для потомков.

 

Литература

1. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской облас-

ти/Сост. Пухова Т.Ф., Христова Г.П. - Воронеж: ВГУ, 2005. - (Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. Выпуск Ш.)

2. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и

восточных славян (генезис и типология колядования) /

Л.Н.Виноградова. - М., 1982.

3. Архив Географического общества. Разряд 9 Опись №5.

 

Н.И.Уварова(ВГУ)

 



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта


-->
Яндекс.Метрика