asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка

https://torrifilms.fun русские фильмы смотреть онлайн бесплатно.

Вы находитесь здесь:Народная культура и проблемы ее изучения - Вып 7 ->Народная праздничная культура Воронежского края - Катания на санях Воронеж

Народная праздничная культура Воронежского края - Катания на санях
Народная культура и проблемы ее изучения - Вып 7

 

Это зимнее развлечение характерно для Святок, Масленицы, и престольных праздников, но именно катания на пред-пасхальной неделе были особенно яркими и массовыми. В народе говорили: «Прашли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина - кататься» (с. Берёзовка, Семилукский р-н, ВГАИ КНМ № 715/15, 60). К масленичному катанию, как известно, готовились заранее и тщательно. Представители бедных семей выезжали кататься в санях или телегах, запряженной одной лошадью, а молодые парни вообще могли кататься верхом на одной лошади. Богатые же крестьяне старались обставить свой выезд как можно ярче, и запрягали лучших лошадей (в козырьках) тройками или даже четверками, сани застилали свежей соломой.

Пахарь должен был встречать праздник наступающей весны с грядущими сельскохозяйственными работами вместе с конем - своим верным спутником и другом. Лошадям перед катанием придавали особенно праздничный вид: их чистили, расчесывали им хвосты и гривы, приводили в порядок упряжь и сани [Шангина, 2003, 65]. Упряжь богато украшали: на дугу вешали бубенцы или колокольчики, к хомуту или дуге привязывали узкие разноцветные ленты - кисныкы (Калаче-евский район, с. Новомеловатка) - и расшитые полотенца - утирки (Семилукский р-н, с. Нижняя Ведуга). (Примечательно, что традиция украшения разноцветными лентами распространялась не только на лошадей, но и на других домашних животных. Например, в с. Оськино Хохольского р-на в четверг шли в хлев в украшали разноцветными лентами головы и рога коров и коз, а телят и жеребят заносили в дом (ВГУ АКТЛФ, 1990).

«Дома если есть лошадь, так там хозяин ее разукрасит, денег не пожалеет, все это разоденет, разуберет, бросит самую лучшую циновку в сани, [людей] насадит: чем больше людей у него в санях, считается самая лучшая лошадь» (с. Петровское, Борисоглебский р-н, ВГУ АКТЛФ, 2004) .

Праздничный выезд семьи со двора оформлялся весьма торжественно. Все участники поезда, одетые в лучшие праздничные наряды, и провожавшие их домочадцы выходили во двор. Хозяйка украшала упряжь, после чего хозяин неспешно подводил к воротам дома запряженных и убранных лошадей, садился с сыном на переднее сиденье, а заднее место предназначалось хозяйке с дочерьми. Старики любовались парадным выездом с крыльца, а маленькие дети с радостными криками бежали за санями [Шангина, 2003, 66].

Молодежь обычно каталась с утра, а семейные пары, особенно богатые хозяева, выезжали ближе к вечеру. Катавшиеся соблюдали установленные правило: одни сани должны были следовать за другими, в один или три ряда, не обгоняя и не превышая скорости. В каждой деревне или на селе были и свои четкие маршруты катаний - вдоль по центральной улице, до церкви и обратно, по проулкам, вокруг церкви, вокруг села, в другие села. Если рядом была река, то могли кататься на санях по льду. Так, в с. Краснофлотское Петропавловского района на Масленицу «катались на санях по замёрзшей реке, а дети цеплялись сзади и ехали за санями» (ВГУ АКТЛФ, 2003).

Обычно катались часов пять-шесть, прерываясь на короткое застолье в домах родственников и давая отдых лошадям. Парни старались прокатить самых красивых девушек, гуляющих по улице, вежливо приглашая их в сани. Катание, как правило, сопровождалось игрой ни гармони или балалайке, пением веселых песен и масленичных припевок, например, «Маслена, Маслена, какая ты чудна, кабы Маслены семь недель, а Посту одна» (с. Терновое, Острогожский р-н, ВГАИ КНМ № 948/8, 9; № 949/6). В отдельных случаях катания сопровождались пением хороводных песен: «У нас по морю», «Полоса моя поло-сынька» (с. Татарино, Каменский р-н).

Молодые супруги, которые были женаты первый год, могли выехать в любое время по своему желанию. Им полагалось ехать степенно, с достоинством, кланяться всем встречным жителям, останавливаться по первому их требованию, чтобы принять пожелания и поцеловаться при всем честном народе. «Молодые, должны были угощать всех орехами. Едуть маладые па вулице: «Ох, маладые, маладые!». Тут астанавливають их, а в их - канхфет яшщики - раздают. Раньше не конфеты раздавали, а выпекали орехи вместе с тыквенными семечками. Пекли их так: натирали тесто, мелко резали и красили в малиновый цвет. Молодожёны носили целую сумку орехов. По орехам смотрели, хорошая ли стряпуха молодая хозяйка. Бывали и такие, что не разгрызёшь. Не было такого, чтобы молодые не дали орехов. Одна молодая пара не дала орехов, так им намазали дёгтем двери, чтоб стыдно было. Орехи раздавали только два дня - в субботу и в воскресенье» (с. Боево, Каширский район, ВГУ АКТЛФ 2004). Гуляющих молодоженов могли поймать обкатать (обвалять) в снегу и только после этого приглашали покататься на санях. Обычай валяния в снегу молодежи связан с крестьянским земледельческим трудом: снегу в зимней обрядности приписывалась ярко выраженная продуцирующая способность

[Пашина, 1998, 235].

Особенно много санных упряжек собиралось в последний день Масленицы - в Прощеное воскресенье. В этот день скорость их катания резко увеличивалась, и лихие парни старались показать перед девушками свою удаль: управляли бегущими лошадьми стоя, прыгали в сани на ходу, играли на гармошках, свистели и кричали. В некоторых селах, например с. Чесменка Бобровского р-на, в санях по селу возили чучело Масленицы, а потом ее сжигали. Как было сказано выше, воскресное катание полагалось завершать сразу же после первого удара колокола, звавшего к вечерне [Шангина, 2003, 67]. Судя по этнографическим данным, почти повсеместно масленичные катания на лошадях были и одновременно и соревнованиями «у кого лошади быстрее, кто правит лучше» [Бернштам, 1983, 163; Громыко, 1990, 352].

В древности катание на санях и с гор, как и конные состязания, помимо соревновательного характера, видимо, имело важное и всем известное обрядово-ритуальное значение, которое потом стало забываться. Однако еще в начале XX века в Воронежском крае этнографами было зафиксировано магическое значение, которое придавалось этим забавам: считалось, что кто дальше проедет, у того лен конопля будут лучше (длиннее, мягче и т. п.) [Дикарев, 1905, 163]. В связи с этим важным и обязательным было участие женщин в катании: они были наиболее заинтересованы - по роду своей домашней деятельности - в удачном урожае льна и конопли. Кроме этого, действия, связанные с быстротой движения и устремленностью вперед могли способствовать скорейшему началу полевых работ, увеличению жизненной силы и плодородия земли [Морозов, 1995, 145].

 

В. Ю. Колчев (Москва)

 



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта


-->
Яндекс.Метрика