Краеведческий вакуум |
Воронежское Казачество - И.В. Чеснокова |
Современные воронежские краеведы и историки часто отличаются излишней дотошностью и скурпулёзностью, «местечковый» патриотизм им совершенно чужд. Все спорные краеведческие вопросы они стараются рассмотреть как можно «объективней», отметая все домыслы и легенды. А ведь речь идёт не о каком то абстрактном физическом объекте, а о нашем родном городе. Пока воронежские историки спорят между собой о дате основания города, в Сумской области, жители украинского Воронежа устанавливают у себя памятный знак, утверждающий, что именно их город обозначен в летописи под 1177 годом. Жители Россоши уверены, что именно через их земли прошел походом на половцев князь Игорь Святославич и тоже ставят свой памятник. Селяне посёлка Карачарова под Муромом отмечают место, где стоял дом былинного Ильи Муромца, мемориальной доской и чтят его ныне здравствующих потомков. Жители Казани (первое упоминание в летописи тоже 1177 г.) празднуют 1000-летие своего города, исчисляя дату своего основания по редким нумизматическим находкам. В Воронеже подобных инициатив пока нет. На сей день, единственным «отрадным» явлением этого направления является изданная в Воронеже книга Ю.Петренко «Турова Скифия» (2005г). В эту книгу, на шестистах страницах, втиснута вся мыслимая и немыслимая история юга России, и особенно скифского царства, как колыбели мировой цивилизации. А история основания Воронежа древними волхвами описана так красочно и сочно, что автору «прощается» и версия о волхвах – посланцах космоса*. * Несмотря на название, в книге постоянно упоминаются казаки, к которым у автора довольно двойственное отношение. С одной стороны, они охраняли древние торговые пути и сопровождали караваны еврейских купцов, а с другой стороны постоянно пили водку и устраивали погромы. Вообще «еврейская» тема является у автора «Туровой скифии» одной из главных. Так по версии автора, именно древние евреи сформировали у скифов культуру, торговлю, промышленность, и наконец дали грамоту этому дикому доселе народу. Вообще книга постоянно пропагандирует весьма сомнительные идеи антирусской и антиказачьей направленности. Например, противопоставляет славян и руссов.- Казаки-русы «воины, причем воины захватчики, грабители и бандиты», а «славяне крестьяне, работали на них, то вполне понятна их древнейшая связь; прислуга обслуга,- тянущаяся вплоть до наших времен 1». Краеведческие книги, подобные «Туровой скифии» можно было бы отнести к очередному псевдонаучному курьёзу, к тому же изобилующему малограмотными утверждениями – например, о скифском золоте, добываемом на Урале в «несметных количествах», причем оно, «буквально валялось по земле», буквально цеплялось под ногами в виде кусков и слитков»*. Или о скифских папирусах, которые возможно сохранились в затопленной Таманской Фанагории. Но, приходится признать, что альтернативной краеведческой литературы более «похожей на правду», в Воронеже нет. Серьёзные научные труды, например, « Исследования по археологии и истории лесостепной Скифии» А.П.Медведева(2004 г.) выпущены в нашем городе мизерным (300 экз.) тиражом и не доступны широкому читателю. Скифский период Донской истории позволяет локализовать и поставить во временные рамки создание первых укрепленных поселений на воронежской земле и появления первых воинских дружин их защищавших. Высокая концентрация укрепленных городищ в воронежско-донском междуречье, позволяет считать, что в регионе Верхнего Дона, в начале 1 тысячелетия н.э. сложились предпосылки формирования ранней государственности. Появлению скифов на воронежской земле предшествовал длительный период активного хозяйственного и культурного освоения края, оставивший всемирно известные археологические свидетельства, не имеющие аналогов в других регионах России. Эти периоды называются археологами палеолитом, мезолитом, неолитом, энеолитом и бронзовым веком. Столь длительный экскурс в далёкое прошлое, причем с первого взгляда, совершенно не имеющий отношение к истории казачества, все же необходим. Казачьи общины на Дону и Воронеже возникали не в одночасье, и не на пустом месте. Славянское население нашего края наследует все предшествующие исторические эпохи и является автохтонным т.е коренным. Реконструкция облика кроманьонца из поселения Костёнки, наглядно доказывает, что более 20 тысячи лет назад (в палеолите), первые жители Верхнего Дона совершенно не отличались от современных людей. Многочисленные археологические находки доказывают высокий материально-культурный уровень той эпохи, а найденный в районе села Щучье долбленный челн неолитического времени и ныне украшает экспозицию Московского исторического музея. *Эсхила, у которого впервые сообщается это предание, говорит о землях наших предков следующее: «На севере Европы несомненно находится золото в огромном количестве; но как оно добывается, я не могу и этого сказать с достоверностью. Говорят, что одноглазые люди аримаспы похищают его из-под грифов». О том же говорит и русский азбуковник собрания Д.В. Пискарёва: «Аримаспи люди о едином оце, а живут в татарских землях, а воюются с грифъ за жемчюг и за злато». Кроманьонец из Костёнок – наш далёкий предок. Так, следующая культурная эпоха, названная мезолитом, свидетельствует о пере- селении в наш край людей из Прикаспия, Приаралья и Средней Азии на рубеже VI –V тысятелетия до нашей эры1. О высоком уровне космологических знаний говорит находка каменного лабиринта на реке Потудань, который использовался для астрономических наблюдений. К этому же периоду можно отнести появление первых курганов. Ни в одной области земного шара нет такого количества курганов как в южнорусских степях. Курганы эти заслуженно стяжали мировую славу. Множество различных племен, и местных, и пришлых, сменили на этой территории друг друга, но почти все они воспринимали и сохраняли традицию, возникшую ещё в эпоху неолита; насыпать над погребенными или сожженными покойниками курганные холмы. К этому же времени относится появление иероглифографического письма (семилукские плиточки). Следующая археологическая эпоха бронзы, продолжавшаяся с III по I тысячелетия до нашей эры, характеризуется сооружением более объёмных курганов, таких например, так Усманский курган. Его размеры около 51-60 м., при высоте 8 м. Воронежские краеведы окрестили его «пирамидой в воронежских степях». В бронзовый век на нынешней территории Воронежа появилось первое укрепленное поселение, именуемое Шиловским. Находилось оно на мысу боковой террасы р. Воронеж. Со стороны плато выявлен ров шириной 2.5 м. С внутренней стороны от рва находилась двойная линия столбовых ям, свидетельствующая о наличии здесь частокола3 Собственно со времени строительства оборонительных сооружений и следует вести исторический отсчет основания Воронежа – пока ещё как прагорода. В эпоху бронзы, как утверждают воронежские археологи, в среде местного населения появляется « профессиональное воинское сословие, состоявшего из различных групп военных (воины-колесничие, возничие, пешие воины лучники, лучники всадники)4. Судя по артефактам скифской эпохе предшествовала не менее героическая, и даже наиболее значимая киммерийская эпоха*. Люди этой эпохи жили в едином культурно-этническом пространстве от берегов Енисея до междуречья Дона и Днепра. Археологические культуры этого времени названные ямной, срубной, катакомбной, абашевской, афанасьевской и андроновской, а носителей этих культур все исследователи называют индоариями. Так, например, А.Винников и А.Синюк пишут: «Существовала этническая взаимосвязь между населением Дона в разные периоды эпохи бронзы. На протяжении многих столетий, здесь шел процесс складывания индоиранских групп, а около середины II тысячелетья они влились в широкий и мощный поток пересе-ленцев, двигавшихся в восточном и юго-восточном направлениях и ставших потом хозяевами громадных пространств Малой Азии, Иранского нагорья… …катакомбная культура вдруг резко обрывается в Подонье, но зато находит вдруг аналоги в материалах Казахстана и Зауралья»6 *Археолог А.Л.Монгайт5 предложил этот термин для увязки с историей Геродота о предшественниках скифов – киммерийцах. Сосуд адроновской культруры бронзового века — аналогичный донской срубной керамике (найден в Южной Сибири.) Воронежская срубная керамика, согласно исследованиям Е.Захаровой7, свидетельствует о появлении пиктографического письма у людей срубной культуры. Орнамент воронежской керамики, несущий в себе – солярные, об-рядовые и календарные символы, содержит композиции основного индоевропейского мифа. « В нем верховный бог – громовержец побеждает своего демонического противника имеющего змеиную природу. В древнеиндийской мифологической традиции глава богов громовержец Индра рожден и вырос для того, чтобы убить Вриту, самого известного из ведийских демонов» В орнаментах срубной керамики есть модель, которая « отвечает принципам построения индоевропейской мифологической модели мира, для которой характерно трихотомическое деление на небо, землю и подземный мир»8 Подобные артефакты помогают понять преемственность идеологии славянского язычества и последующего христианства. Донская керамика срубной культуры буквально изобилует солярными знаками, изображающими крест: прямой крест, косой крест, крест из пересекающихся параллельных, прямых, сдвоенный крест и свастика. «Подводя итог, можно констатировать, что на керамике срубной культурно-исторической общности эпохи бронзы нашла отражение существовавшая в обществе графическая знаковая система, направленная на фиксацию, сохранение и передачу информации, охватывающей наиболее значимые в древнем обществе сферы духовной жизни9 » Воронежские археологи сделали ещё одно интересное наблюдение: «…удалось установить, что размещение курганов иногда преднамеренно планировалось, Курганы являлись как бы узловыми точками на поверхности могильника. Направленные через них условные линии создают комбинации отрезков и геометрических фигур, напоминающие расположение небесных светил в определенные времена года»10. Таким образом, курганные комплексы на воронежской земле являлись одновременно святилищами и обсерваториями, где проводились календарные расчеты. Арийские обсерватории бронзового века приурочены к знаменитой 52 о параллели, от Стоунхенжа в Англии и Аркаима на Урале. И, скорее всего Воронеж был отправным центром, нежели «проходным двором» развития древних цивилизаций. Существует ещё одна геодезическая закономерность – 45 о меридиан, пересе-кающий 52 о параллель в районе Воронежа, показывает ещё один вектор распространения арийской культуры – от Белого моря на севере, через Кавказ и Месопотамию, до южного Йемена Аравийского полуострова, где археологи тоже нашли развалины древнеарийских городов*. *Если совсем дать волю картографической фантазии и к имеющемуся перекрестию добавить вторую перекладину (т.е изобразить православный крест), то обозначится ещё одна линия распространения индоевропейских цивилизаций – От Крито-Микенской на западе, через Палестину(хеттская и шумерская) и Иранское нагорье, до Северной Индии. Переселение древних Ариев на столь громадные расстояния было вызвано не поиском новых пастбищ и не климатическими катаклизмами. Этот путь уместно назвать «плановым обходом» совершаемым по каким-то религиозно-космогоническим принципам зафиксированным в индоевропейской символике. |