asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка



Вы находитесь здесь:Воронежское Казачество - И.В. Чеснокова ->Вступление Воронеж

Вступление
Воронежское Казачество - И.В. Чеснокова

Прошлое казачества уходит вглубь Российской истории. Ученые до сих пор спорят о том, когда появились казаки, какие у них национальные корни и как вообще объяснить само слово «казак».

Тема данного исследования – история казаков Верхнего Дона (северо-донских казаков). Актуальность данной темы состоит в том, что нигде ранее история именно верхнедонского казачества подробно не рассматривалась. Более того, под верхнедонскими все прошлые историки, понимали, и, причем географически не верно, казаков среднего Дона. Хотя более верно локализовать верхнедонской регион от его истоков до устья р. Воронеж. И исторически выдвижная оборона России, начиналась с тульских засек, от истока Дона Иван-озера и далее до воронежских рубежей — белгородской засечной черты.

Первые страницы казачьей истории читаются с трудом, поскольку не сохранилось достоверных письменных источников. Многих исследователей поражает внезапность выхода донских казаков (примерно с середины XV в.) на историческую арену и то обстоятельство, что письменные источники, ничего ранее не говорившие о наличии на Дону казаков, вдруг запестрели сведениями о казачестве, его боевых делах под Азовом и на Волге, у Перекопа и по всей акватории Азовского моря. Это обстоятельство наводит на мысль о том, что в Придонье и Приазовье с древнейших времен существовал доблестный народ, генетически связанный с населением русских княжеств, письменная история которого утеряна и сохранилась лишь на уровне легендарного эпоса.

Если рассматривать первую летописную дату упоминания казаков – 1444 год, то следует иметь в виду, что речь тут идёт скорее о воинском сословии, причем на службе у русских князей, чем о начале формирования этноса. Большинство исследователей считают казачество этносом или субэтносом в составе русской нации и, соответственно, как все другие этносы, племена и роды, составляющие русскую нацию, может претендовать на древнейшую историю уходящую корнями в родо-племенные времена, где тотемом казачества являлся «Олень».

Слово казак, с ударением на последнем слоге – самоназвание народа и читается в обе стороны одинаково и по-славянски (слева — на право), и по азиатски (справа –налево).

Многие историки считают, что термин «казак» пришел с востока и скорее всего он тюрского происхождения, с характерным для этих языков окончанием ак, то есть белый. Впрочем, следуя такому методу, можно считать тюркским и название древнейшего иранского народа Саки.

Этимологические изыски по данной методике могут запутать даже сведущих языковедов. Например, применяя общеарийские корни ар,ас,аз и ан можно объединить такие разделенные во времени и пространстве, принадлежащие к самым различным языковым семьям и группам и не имеющие антропологического сходства племена и народы, как: тат-ары, ар-мяне, ар-абы, в-ар-яги, пел-ас-ги, хак-асы, булг-ары, хаз-ары, Гер(ар)- манны, абх-азы, бурт-асы и черк-асы.

Многие исследователи действительно пытаются отыскать национальные корни казачества среди самых разных народов: скифов, половцев, хазар, алан, казахов, узбеков,киргизов, татар, горских черкесов, сарматских амазонок, торков и печенегов.

На средневековых картах России, составленных в Англии, Германии и Италии по несохранившимся русским картам, постоянно встречаются надписи –Cassakia, Cozaxi, Cozaki orda, Casaki Tartari, которые расположены и в Приазовье, и на Яике (Урале), и возле Аральского моря.

Локализовать точное место возникновения казачества, наверное, бессмысленно. Казачий пояс на сегодняшний день протягивается от Тихого Дона до Тихого океана, и каждый из этих регионов имеет свою историю, причем, возможно довольно древнюю. В формировании казачества участвовали представители самых различных народностей, но доминировал славянский элемент и этнографические поиски альтернативных предков, в общем — то бесперспективны.

Впрочем, нас интересует, прежде всего, воронежская страница казачества, и цель исследования распутать «Воронежский узел», как прозорливо назвал наши земли академик Б.А Рыбаков, который впервые из авторитетных учёных стал применять термин «казак» и «казачество» в описаниях древней Руси.

В конце XVI столетия из казачьей среды начинает формироваться воинская корпорация и согласно «Уставу станичной и сторожевой службы» принятому в 1571 году казаки были разделены на полковых (городовых) и сторожевых (станичных) и им начинают выплачивать царское жалование и наделять землями.

Сторожевая крепость Воронеж изначально учреждалась как столица верховых казаков, а один из руководителей строительства крепости воевода Василий Биркин стал их первым головой – От устья Воронеж-реки верховые казаки ходили на своих стругах к Азову и Черному морю, наводя страх в турецких и крымских городах своими дерзкими походами.

В 1671 году донские казаки впервые присягнули на службу русскому царю, а уже во времена Петра-1 воронежское казачество начинает осваивать южные рубежи России

Оставшиеся на воронежских землях потомки казаков были переведены в разряд однодворцев живших в Воронеже слободами.

Хотя Воронеж со временем потерял значение города-крепости, экономические, духовные и родственные связи с казаками Войска Донского его жителей остались. Так. Разинский поход финансировало воронежское купечество, а в городе жил его родной дядя Никифор. Многие монастыри и церкви строились и содержались на казачьи пожертвования. По донскому пути, начинавшимся на воронежских землях, шло основное снабжение войсковых земель хлебом, сукном и пороховым запасом.

Начавшееся с начала 90-х годов прошлого века возрождение казачьих общин затронуло и Воронеж. С тех лет в городе и многих сельских пунктах, был создан ряд казачьих обществ, и вообще казачество стало заметным явлением в жизни современного Воронежского края.

В 2006 году был принят Федеральный закон «О государственной службе Российского казачества» за № 154-Ф3, на основе которого, используя свои вековые традиции, казаки могут строить новые взаимоотношения с государственными органами.

Золотой олень

Золотой олень – казачий тотем

 



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта


-->
Яндекс.Метрика