asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка



Вы находитесь здесь:Календарная и обрядовая поэзия Воронежской области ->Жатва Воронеж

Жатва
Календарная и обрядовая поэзия Воронежской области

Аннинский район

948. Когда убирали хлеб, на каждом углу поля оставляли колосья, связанные пучком, под которые клали кусочки хлеба и сала - Илье на бородку.

с. Старая Тойда (Лобова В.С. 1913 г.р.) ВГУ АКТФ 1996.

Бобровский район

949. После жатвы оставляли колосья Кузьме на бороду. Брали на меже колосья и связывали их узлом.

с. Коршево (Чичасова Е.М. 1926 г.р.) ВГАИ КНМ №554/30.

950. Рожь-то косами жали. Мужик косой, а бабы вяжуть снопы. Серпом не жали, у нас серпом

никто не жал. Был еще крюк, у крюка набиты деревянные штыри, чтоб она шла, ложилась прямо, не

ломалась, рожь-то. Мужчины этим крюком косили, а женщины вязали. Последний сноп завязывали платочком, это значит - Христу на бородку.

с. Шишовка (Шашина А.А. 1915 г.р.) ВГУ АКТФ 2001.

Верхнемамонский район

951. Вязали снопы, складывали их у копны. Последний сжатый сноп берегли до следующего. Хранили его в колхозном амбаре.

х. Донской (Глотова Т.И. 1931 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2001.

Верхнехавский район

952. Последний сноп оставляют и завязывают в узел - Илье на бороду. Убранный урожай святят в церкви.

с. Верхняя Луговатка (Быханов Г.В. 1921 г.р.) ВГАИ КНМ № 456/19.

Воробьёвский район

953. Последний сноп завивали Илье на бороду. Рожь завивали в скрутку и ставили на поле, при этом говорили: «Уроди, Господи, чтоб был урожай».

с. Никольское (Мышникова С.Е. 1915 г.р.) ВГАИ КНМ № 940/2.

Каширский район

954. После уборки урожая несколько нескошенных колосьев на поле Илье на бараду привязывали

 

- када убяруть пашенку, и вот астанетца там пучок, аны вот так связывали узялочкам, травой свя-жуть. Хлеб в этот пучок не клали.

с. Боево (Плешкова А.К. 1915 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

955. Когда скосят, то наряжались, пели песни, молитвы, крестным ходом шли. Благодарили Господа за урожай. Последний сноп, бывало, и домой приносили, и в волость ставили, чтобы на следующий год был такой урожай.

с. Каширское (Маслова М.А. 1935г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

956. Когда уже все поспевало в поле, начинали уборку урожая. Дед старый говорил: «Ну, поедемте рожь убирать, девки!». Утром рано и ехали. Семья была большая, в десять человек. Дед начинает косить. Одна носит колосья, другая - вяжет их. Третья (самая молодая) делает цепочки и подбирает все до колоска: «Ты - грабельки, грабельки, ни колосиночки не потеряй!». Тогда по зернышку собирали. Но в поле специально оставляли несколько колосков - Илюшкину бороду. Едешь по полю, глянешь - там Илюшкина борода стоит. А потом начинают возить хресцы, после того как колосья в них высохнут. Начинают домой возить, скирды делают. Тогда молотьба идет. Собиралися

- у кого своя семья, а у кого соседи скажут: «Давайте вместе помолотим, нам помолотим и вам». Так и молотили. Кто молотилкой работает - это богатые, а бедные руками молотят, цапами. Илюш-кину бороду оставляли птичкам. Некоторые гусей по полю пускают, они все по зернышку соберут.

с. Колодезное (Плаксина П.М. 1911 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

957. Во время жатвы колосья завивали, на поле оставляли. Завяжут его завязочками. Это называется - оставить Илье бороду.

с. Красный Лог (Корзинова Е.И. 1913 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Нижнедевицкий район

958. Когда убирали урожай, оставляли Илье на бороду, при этом приговаривали: «Илье на бороду, чтоб дал урожай хороший на следующий год».

с. Кучугуры (Зуева А.М. 1919 г.р., Пахомова М.А. 1928 г.р., Ключникова М.К. 1926 г.р.) ВГАИ КНМ № 891/6.

959. Косили тогда косами, женщины следом вязали снопа, клали в копны, а потом, когда все это заканчивалось, тут у нас завязывают пук узлами. И тут тогда все закончилось. А потом начинают эту кучу возить в большой скирд, молотить хлеб, а тогда и прибирать уже.

с. Синие Липяги (Нестерова М.К. 1928 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Новохопёрский район

960. Оставляют последний сноп на поле. Говорят: «Жнивка, жнивка, отдай маю силку». Три раза перекидывали через себя грабли, «чтобы сила вернулась».

с. Подгорное (Костина А.М. 1909 г.р.) ВГАИ КНМ № 90/22, 23.

961. Последний сжатый сноп связывали лентой - оставляли Илье на бороду.

с. Солдатское (Сухинина Д.А. 1920 г.р.) ВГАИ КНМ № 997/1.

962. Траву клали в снопы, сзади шли девки и их вяжут, «у хресты кладут». На поле оставляли последний сноп и нескошенный круг. Сноп украшали лентами, платками. Пели песни.

с. Терновое (Сухинина Е.П. 1932 г.р.) ВГАИ КНМ № 949/16.

Рамонский район

963. Оставляли на поле последний сноп немолоченым.

с. Лопатки (Недорезова М.А. 1908 г.р.) ВГАИ КНМ № 695/23.

964. Оставляли последнюю бороздку нескошеной - Илье на бороду.

с. Пятая Сотня (Глазьева Е.П. 1912 г.р.) ВГАИ КНМ № 820/26.

965. Любой пожилой мужчина завязывал колосок Илье на бороду. Во время покоса «лытку поро-

синую повесят к зелёному покосу, а другую ко ржаному».

с. Русская Гвоздёвка (Курдюмова А.Я. 1916 г.р.) ВГАИ КНМ № 438/20.

Репьёвский район

966. После уборки урожая оставляли Илье на бороду.

с. Истобное (Шабанова Н.Д. 1917 г.р.) ВГАИ КНМ № 855/1.

967. Мужчины косили «крюками», женщины шли сзади и завязывали снопы. На каждой пашне оставляли круг, связывали Илье на бороду.

с. Новосолдатка (Андраханова А.П. 1938 г.р.) ВГАИ КНМ № 590/27.

Семилукский район

968. После покоса оставляли несколько колосков Илье на бороду. После работы на поле бросали тяпку вверх, катались по полю, приговаривая: «Отдай мою силку».

с. Берёзовка (Лыдина М.М. 1928 г.р.) ВГАИ КНМ № 715/74, 75.

969. Перед жатвой надевали холстинную рубаху с длинными рукавами и шерстяную юбку. Не докашивали Илье на бороду.

с. Медвежье (Болдина Н.С. 1924 г.р., Сорокина Н.Г. 1932 г.р.) ВГАИ КНМ № 435/29, 30.

970. После сбора урожая оставляли некошеные колосья - Илье на бороду. Их вяжут в узел и кладут под них кусочек хлеба. Затем одна из женщин катается по полю, приговаривая: «Жнивка, жнив-ка, аставь маю силу».

с. Нижняя Ведуга (Турищева А.С. 1919 г.р.) ВГАИ КНМ № 863/25.

971. После уборки урожая валялись по земле, говоря: «Дай мне, Господь, назад силу свою». с. Троицкое (Сараева М.Д. 1911 г.р.) ВГАИ КНМ № 708/54.

Таловский район

972. Завязывали пучок колосьев «Илье на бороду» на краю поля. И стоить, сколько простоит. с. Бабинка (Токарева 1924 г.р., Мантрова В.В. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

Хохольский район

973. Оставляли сноп Илье на бороду, в сноп клали кусочки хлеба, сала. Хлеб и сало оставляли Богу, чтобы дал следующий урожай.

с. Кочетовка (Комарова О.Д. 1919 г.р.) ВГАИ КНМ № 546/31.

974. Если в семье старшие братья, или другие родственники уже убрали хлеб, а младший еще не убрал, то это последнее поле убирали все вместе, и праздник проходил на этом поле. Спелые колосья девушки связывали в снопы, клали на землю и прыгали на них. Все приговаривали: «Разрумянилась, разкудахталась, на сноп повалилась». Девушки падали на сноп, при этом приговаривались особые приговорки, в которых говорилось о будущем урожае (тексты забыты). Девушки целовались со снопами; молодки, недавно вышедшие замуж, качали снопы на руках, как ребенка. Потом все снопы собирались в один большой общий сноп, его ставили вертикально на телегу и везли с поля в село, провозили по селу, отвозили обратно в поле и там сжигали.

с. Оськино (Воробьева Н.Г. 1914 г.р.) ВГУ АКТФ 1990.

 

 



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта


-->
Яндекс.Метрика