asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка



Вы находитесь здесь:Календарная и обрядовая поэзия Воронежской области ->Вербное воскресенье Воронеж

Вербное воскресенье
Календарная и обрядовая поэзия Воронежской области

Аннинский район

470. Вербы освящали и потом при выгоне скотины ею погоняли. Приговаривали: «В добрый час, коровушка, иди пасись, чтобы ты была здорова».

с. Артюшкино (Жихарева Е.М. 1909 г.р., Жихарева В.Д. 1935 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

471. Вербное - это неделя до Пасхи. Вербы наломаем, в комнате натыкаем везде. Скотину вот первый день гонят, так эту вербу снимаешь с иконы и скотину - корову, овец, гонишь, чтобы живы были. Обычай такой. Хлопали только скотину. У нас нет, людей не хлопали. Вербу эту держали до следующего праздника.

с. Бабинка (Токарева К.М. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

472. В это воскресенье Иисус Христос пришел в Израиль и вошел в Иерусалим, жители кидали ему под ноги ветки оливок, а так как у нас оливки не растут, а первая цветет верба, то ее ломают, приносят в церковь, освещают, дома бьют ими семейных, провожают скот пастись. Старую вербу отдавали овечкам.

с. Островки (Фролова М.Е. 1942 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

473. На Вербное воскресенье ходили святить вербные веточки в церковь. Потом их приносили домой и слегка стегали тех, кто не ходил в церковь, приговаривая: «Верба-крёс, бей до слёз! Вставай раненько, беги даленько!» Эти слова повторяли три раза. Вербу ставили под икону и на Егорьев день ею выгоняли коров. Потом вербу бросали в реку.

с. Старая Тойда (Милованова А.Н. 1911 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1996.

Бобровский район

474. На Вербное воскресенье ходили в церковь с веточками вербы, там их освящали. После этими веточками стегали друг друга, всех родственников и скотину и приговаривали: «Верба крёст, бей до слез! Маслице коровье, бей на здоровье»!

с. Хреновое (Пихина О.Ф. 1914 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2000.

475. Вербное воскресенье праздновали. Ходили за вербочками, когда она разбухня. Приходили домой с вербочками, дети есть у кого - стегают: «Верба-хлест - бей до слез, верба ксти - вверх расти». Вербочки не выкидывают, становят. Скотина тогда была у всех; когда весной уже выгоняют ее на пастбищу, ее постегают вот этой веткой. До этого она лежит у образов, ветка эта. Тогда все было по-божьему, а сейчас - по-советскому.

с. Шишовка (Шашина А.А. 1915 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2001.

Борисоглебский район

476. На Вербное воскресенье рвали вербушки и хлестали ими детей с присказкой: «Верба хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Верба недалечко, красное яичико». Считалось, что если вербой похлестать ребенка, то верба приносит здоровье. Даже мужчины друг друга хлестали вербушкой. Пусть даже она не распустилась, если ранняя Пасха, еще вербушка - вообще прутики одни, и прям иногда со злом, со злом. И вот прадедушка мой говорил: «Чем больше зла, тем больше здоровья». Но в Вербное воскресенье не ели ничего скоромного, если рыба только на столах была, рыба и юшка (уха). с. Петровское (Шишкина Н.А. 1951 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Бутурлиновский район

477. Святили веточку вербы в церкви, приносили с собой, клали на икону до весны. с. Козловка (Рогатнёва Т.Ф. 1913 г.р.) ВГАИ КНМ № 159/28.

478. Светили в церкви веточки вербы, а на Егория этими веточками провожали коров в стадо. с. Пузево (Лукина А.Д. 1917 г.р.) ВГАИ КНМ № 576/6.

Верхнехавский район

479. В этот день и на Благовещенье разрешалось есть рыбу.

с. Нижняя Байгора (Шабанова И.И. 1917 г.р., Баскакова Н.А. 1926 г.р.) ВГАИ КНМ № 570/9.

Верхнемамонский район

480. На Вербное воскресенье веточки вербы освящались в церкви, после того их ставили в доме до Пасхи. Был обычай хлестать ими домочадцев, особенно детей при этом говорили: «Верба хлёст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт». Это делалось для здоровья. После праздника освящённую вербу хранили весь год. Ею первый раз выгоняли скот в стадо, чтобы скотина хорошо росла, была здорова и всегда возвращалась домой.

х. Донской (Глотова Т.И. 1931 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2001.

481. Вербы заготавливали за неделю до Вербного воскресенья, чтобы у вербы набухли почки. Утром на Вербное воскресенье веточки освящают в церкви. Затем их несут на кладбище, кидают дома по углам, кидают в погреб для того, чтобы было чисто, было здоровье. Был обычай хлестать домочадцев, особенно детей, освященной вербой для того, чтобы все были здоровы, при этом говорили: «Вербохлёст, бей до слёз!».

х. Донской (Наумова К.М. 1926 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2001.

482. Последнее воскресенье перед Пасхой - Вербное. Веточки вербы освещали в церкви. Веточки эти ставили в доме, берегли их. После освещённой вербой выгоняли скот в стадо, чтобы всегда он возвращался домой, был здоровым. Эти веточки хранили весь год. Затем прошлогодние веточки либо сжигали, либо запаривали и отдавали скоту.

х. Донской (Глотова Т.И. 1931 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2001.

Калачеевский район

483. На Вербное с утра в церкви освящали веточки вербы. Ими первый раз выгоняли скотину, втыкали в крышу сараев, чтобы не болела скотина. Освящённой вербой хлестали домашних, особенно детей, приговаривая: «Ны я бью, вырба бье. За тыждень, за вылыкдень. Ось ныдалече краснэ яечко».

с. Новомеловатка (Левченко Л.А. 1946 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

Каширский район

484. На Вербное воскресенье святили вербу в церкви, приносили её домой и били ею по три раза родных и скотину, приговаривая: «Верба хрёст, бей да слёз». Потом клали эту вербу к иконам и хранили до следующего Вербного воскресенья.

с. Боево (Плешкова А.К. 1915 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

485. На Вербное святили вербу в церкви, потом приходили домой и били этой вербой своих родных, приговаривая: «Верба хрёст, верба хрёст, бей да слёз, третья на здаровье». Вербу хранили на иконах.

с. Каменно-Верховка (Ефимова Н.А. 1933 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

486. В Вербное воскресенье все с вербочками шли в храм, а потом эти вербочки должны хранить. Хошь - под подушку клади, чтоб здоровье было, хошь - в погреб, чтоб ничто не водилося, и похле-стай кого-нибудь со словами: «Раз - верба хлёс, второй - бей до слёз, а третий - на здоровье».

с. Каширское (Лачугина А.Т. 1925 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

487. Священной вербой надо скотину выгонять, детей хлестать. Это для здоровья. Вербу в печке нельзя сжигать. Постоит, и после бросали на потолок.

с. Каширское (Завалуева А.Ф. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

488. В этот день вербу готовят заранее. Если весна суровая, то в бутылочку ставили, она распустится там, и берём её, в церковь идём. Там освящали эту веточку. Домой приходили и хлестали: «Верба хлёст, бей до слёз». Всех хлестали, а детей особенно, и скот хлестали, чтобы здоровье было. Вербочку потом на божницу ставили. А на следующий год её сжигали, потому что она освящённая.

с. Каширское (Маслова М.А. 1935 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

489. Это последнее воскресенье перед Пасхой. На Вербное воскресенье несли в церковь вербочки. Из церкви придут, поставят их на иконы. А эти бубочки-то от вербочек берегут. Когда наседка садится, курица, их подсыпают, чтоб она вывела цыплят. Круги на дверях делали, пятнышки, чтоб цыплята водились. На двери рисовали кресты и круги, пятнышки пометят, сколько-нибудь.

с. Колодезное (Плаксина П.М. 1911 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

490. Вербное воскресенье праздновали каждый по себе. Веточки в церкви святили, раз меня ими хлестали и приговаривали: «Верба крёст, бей до слёз. Верба еси, к верху рости».

с. Круглое (Прокопьева А.С. 1914 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

491. На Вербное воскресенье посыпали пол в доме травой. Вербы святили и хлестали ими потом скотину и людей, приговаривая: «Верба и хрёст, бей да слёз, третия - на здаровья. Умирай, не умирай, красну яичку дажидай». Затем священные вербы ставили к иконам и хранили до следующего Вербного воскресенья.

с. Полубяновка (Гончарова П.Т 1922 г.р., Харина М.С. 1926 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Нижнедевицкий район

492. Вербу заготавливают по-разному: можно на ночь приготовить, можно и утром срезать. Идуть с вербами в церковь, там освящають, потом приносят домой и ею хлестают детей, потом прибирають и она лежить. Потом, когда скотину выгоняють со двора на пастбище, когда весна пришла, эту скотину вербой, ну, провожають, и постегають, и приберуть ее опять в сарай. Обычая украшать вербу не было. Прошлогодние вербы приносили в хлев. Там, мож корова съела... Кладуть ее в сено в сарай да и все.

с. Синие Липяги (Нестерова М.К. 1928 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Острогожский район

493. Святили вербочку, хлестали коров.

с. Терновое (Сухинин Е.Я. 1935 г.р.) ВГАИ КНМ № 948/15.

494. Срезали веточки вербы, шли церковь, святили их там, возвращались домой, легонько хлестали вербой родных. После веточки ставили в угол под иконы - в святой угол.

с. Урыв (Гурченкова С.М. 1925 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

495. Приносили из церкви освящённые вербочки, клали у иконы, носили скотине.

с. Шубное (Волокитина Т.В. 1909 г.р.) ВГАИ КНМ № 64/2.

Петропавловский район

496. На Вербное воскресенье ходили в церковь святить ветку вербы. Потом приходили домой и били этой веткой домашних, приговаривая: «Верба бье, нэ я бью, за ты ж день, Вялик день. Вот недалэчко красное яичко».

х. Индычий (Ивановская А.Т. 1915 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

497. На Вербное вокресенье святили вербочку в церкви, несли ей домой, и сажали в саду. Лупили этой вербой всех домашних, приговаривая: «Вэрба хлиз - бей до слиз».

с. Старомеловая (Семененко М. Н. 1918 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

498. Вербное воскресенье - последнее воскресенье перед Пасхой. Вербу ходили святить в церковь. Потом целый год ею лечили людей и животных.

с. Фоменково (Кобцева Н.Д. 1930 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

499. Вербу свойственники носили друг другу и сажали около дома. Вербой стегали, приговаривая: «Верба хлест - бьет до слёз, не я бью - верба бьет».

с. Фоменково (Кобцева Н.Д. 1930 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

Подгоренский район

500. Вербу заносят в субботу вечером и ставят в угол возле икон. Рано утром в Вербное воскресенье хлещут вербой всех домашних, при этом говорят: «Верба бье, ны я, ны умирай, красного яечка дажидай». Когда пекли куличи, то в середину вставляли веточку вербы.

с. Березово (Гладнева Е.М. 1939 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Рамонский район

501. Ходили на кладбище. Из церкви приносили веточки вербы и хранили их целый год.

с. Айдарово (Филимонова Г.И. 1919 г.р., Бобрешова А.В. 1926 г.р.) ВГАИ КНМ № 630/14.

502. На Вербное воскресенье хлестали друг друга ветками вербы и приговаривали: «Верба хлест, бей да слёз, третий на здаровье». Хлестали и скотину.

с. Лопатки (Недорезова М.А 1908 г.р.) ВГАИ КНМ № 695/22.

Репьёвский район

503. Носили вербы на кладбище, ставили на могилы. Хлестались вербой утром, после службы. Приговаривали: «Верба хлёст, бей до слёз. Вербой крясти, больше расти. Не умирай, дожидай красного яичка».

с. Россошки (Гончарова А.И. 1929 г.р., Гончарова Е.Е. 1933 г.р.) ВГАИ КНМ 431/24.

Семилукский район

504. Ходили в церковь, святили веточки. Этими веточками выгоняли скотину.

с. Берёзовка (Лыдина М.М. 1928 г.р.) ВГАИ КНМ № 715/66.

505. На Вербное воскресенье ходили в церковь святить ветку вербы. Потом приходили домой и били этой веткой домашних, приговаривая: «Верба бье, нэ я бью, за тыждень, вялик день. Вот не-далэчко красное яечко».

с. Нижняя Ведуга (Турищева А.С. 1919 г.р.) ВГАИ КНМ № 863/16.

506. В этот день срывали вербу и святили её в церкви. Потом этой вербой хлыстали детей и скотину, приговаривая: «Верба хлёст, бей до слёз. Первый - на счастье, второй - на причастье, третья - на здоровье». После вербу клали в святой угол.

с. Нижняя Ведуга (Юрьева В.И. 1937 г.р., Турищева А.С. 1919 г.р.) ВГАИ КНМ № 863/21.

507. Осенью, когда складывают урожай, эту вербу кладут в закрома: вроде мыши не роють.

с. Нижняя Ведуга (Юрьева В.И. 1937 г.р., Турищева А.С. 1919 г.р.) ВГАИ КНМ № 864/30.

Таловский район

508. Последнее воскресенье перед Пасхой - Вербное. Ветки вербы срывали, ставили в бутылку. Этой вербой домашних били, говорили: «Спаси, Господи». После вербу на пол кидали. Потом обязательно ею скотину погоняли.

с. Вязовка (Токарева Т.А. 1931 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

 

 



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта
Яндекс.Метрика