asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка



Вы находитесь здесь:Календарная и обрядовая поэзия Воронежской области ->Святки - Борисоглебский район Воронеж

Святки - Борисоглебский район
Календарная и обрядовая поэзия Воронежской области

1. Рождество здорово у нас не праздновали в Петровском. Почему-то как-то его пропускали... На Старый Новый год вечером собираются девочки и ребята, те, которые постарше - с 14 лет,

2. кому уже позволяли ходить на улицу. Вот они одевались, кто во что горазд, колядовали. И тогда выносили и хлеб. Вот я помню, бабушка русские хлебушки небольшие специально пекла для этого дня. Или пекли белый ситник (белый, круглый хлеб, но она его пекла на пару, т.е. в русской печке).

3. А вот на следующий день уже посевали дети с утра, приговаривали: «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» и насыпали в доме (они друг перед дружкой старались, кто больше насыпит зерна): кто семечки, кто пшеницу...

4. Детей угощали: в основном почему-то считалось подать копейку, денежки. Надо погреметь вот так, и ребенку этому дать деньги. Конфеты, давали печенье, пряники. Когда погремит хозяин или хозяйка денежками и вот им эти денежки даст - это урожай будет греметь, зерно сыпаться, и скотина будет водиться, будущее богатство будет.

5. Гадали под Старый Новый год: со свечкой перед зеркалом сидели, загадывали: «Ряженый-суженый, приди ко мне ужинать», минуты три подождешь - промелькнула тень сзади меня по зеркалу. Еще валенки бросали через ворота. Большие ворота надо, чтоб невидно было. Куда нос покажет, там мой ряженый-суженый.

6. с. Петровское (Шишкина Н.А. 1951 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

20. Под Крещение все вымывалось, выскабливалось. Рисовали кресты на дверях, на столе, на

видных доступных местах, но в основном на дверях. Считалось, что, если крест есть, нечистая сила

в дом не войдет. Под Крещение, к 12 часам ночи все сходились к проруби. У нас так, как сейчас ку-

паются, тогда не купались. Был молитвенный дом, церковь уже разрушили, там читали Евангелие,

Писание, все приходили. И потом они в 12 часов запасались баночками, черпачками, кружечками -

у кого что было, все шли к проруби. Прорубь вырубалась крестом, большая прорубь была. Подъез-

жали сани. Народу много, мороз трескучий. Подъезжают сани, из саней выходит женщина с распу-

щенными волосами; бабушка Параша ее звали. Выходит эта бабушка, полненькая она была, метр

шестьдесят где-то рост, не больше, в ночной сорочке, белой полотняной. Кол был сантиметров

шесть в диаметре. Она подходила к проруби, босиком она шла, крестилась, ложила три поклона,

бралась за этот кол, и четверо мужчин трижды ее окунали в прорубь со словами в один голос: «Во имя Отца» - окунули и подняли, «...и Сына» - окунули и подняли, «...и Святого Духа» - окунули и подняли. Бабушка молча крестилась и шла к саням. У саней снимала рубашку, ее - в тулуп и увозили домой. Она одна только окуналась, никто больше в эту прорубь не окунался. Хопер уносил все течением. И после этого набирали воду.

7. Батюшка святил до этого, а после этого набирали воду. Набирали воду, приносили домой. Вода очень долго стоит, вода вкусная, ничем не пахнет.

8. Крещение праздновали обыкновенно: ходили в гости, выпивали, кум куму поздравлял и наоборот.

9. с. Петровское (Шишкина Н.А. 1951 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

 

 



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта
Яндекс.Метрика