Быличке о ведьме - Колдун морочит |
Былички и бывальщины Воронежского края |
243 Вызывает галлюцинации
Мой отец зимой, в метель, шел пьяный домой. Встретилась ему женщина, взяла под руку и повела в лес. «Раздевайся, - говорит, - полезай на печь». Отец попробовал - горячая печь, полез и провалился в колодец с ледяной водой. Но его вытащили живым. А другого старика - Архипа заманила эта колдунья туда же, он влез на «печь» погреться, провалился в колодец и замерз. Записано в с. Нижнедевицк Нижнедевицкого р-на Воронежской обл. от Нестеровой Марии Николаевны, 1926 г. р. Запись Саввиной Ж. 2004 г. АКТЛФ
244
Когда нам было лет по 15-16, мы с подружкой довольно поздно возвращались домой, где-то часов в 11 вечера. Хотя это было летом, но уже совсем темно. Мы шли и светили фонариком. Вдруг я услышала сзади звуки, будто звенят железные цепи. Я спросила у Вали, слышала ли она. Она сказала, что слышала то же самое. Мы посветили по сторонам - никого нет. Звон послышался опять, и опять никого и ничего не было вокруг. Мы немного испугались и пошли чуть быстрее. И вдруг мы обе закричали от испуга: прямо на нас по лучу света летела палка. Казалось, она сейчас проткнёт и фонарь, и нас. Мы начали светить вокруг и увидели немного поодаль бабу Маврушу. Палка, летящая на нас, каким-то образом исчезла, она была уже в руке у бабы Мавруши. А сама баба Мавра стояла и смеялась. Мы вместе с Валей заругались на бабу. На что она сказала нам, что дальше всё будет спокойно, мы никого больше не встретим. Мы бросились к дому, там, на улице, меня уже ждал мой брат Саша. Оказывается, у меня дома слышали наши крики, и мать отправила его поглядеть, что с нами случилось. Записано в с. Карачун Рамонского р-на Воронежской обл. от Слепокуровой Е. Н., 1960 г.р. Запись Столяровой Т. В., 1997г. АКТЛФ
245
Жила в одной деревне бабка. Все считали ее колдуньей. Однажды, это было давно, одна женщина ехала на велосипеде по пустынной дороге и встретилась с этой колдуньей. Колдунья что-то спросила у этой женщины, а та не ответила ничего, так как испугалась и хотела быстро уехать. Она крутила педали, а велосипед стоял на месте. Оглянувшись, женщина увидела, что бабка смотрит на нее. Но через некоторое время бабка сказала: «Ну, езжай». И женщина уехала, быстро закрутив педали. Записано в п. Перелешино Панинского р-на Воронежской обл. от Чуршиной Л.А., 1934 г. р. Запись Прончевой О.Н., 1997 г. АКТЛФ
246
Паслось стадо, а они наварили каши и говорят, что ее хорошо съесть бы с молоком. Один человек поставил чеку (колесо от телеги) * и сказал: «Вот вам и молоко». Чека оказалась вся наполнена молоком (в чеке были углубления). Записано с. Семидесятное Хохольского р-на Воронежской обл. от Коноплиной Веры Петровны, 1922 г.р. Запись Федченко К., Селиверстовой А., 1999 г. АКТЛФ
247
Мой муж шел домой, вот тут-та за дворами. И шел с вечера. Говорит: «Получился город. Дома стоят, страсть какие высокие, как в Воронеже». Ходил, ходил, из сил выбился, вдруг огонек где-то заприметил, да пришел вот сюда к Шурке, к соседке. И говорит: «Проведите меня домой, не могу найти дорогу». Записано с. Семидесятное Хохольского р-на Воронежской обл. от Коротких Анастасии Ивановны, 1922 г. р. Запись Колпаковой А., Лисицыной Е., Абрамовой С., 1997 г. АКТЛФ
248
Я маленькая была - колдуна видела. С бабкой пришла, а он на печке лежит. А тогда уши (вши) были страшные. И вот он под полушубком овечьим лежит, а там уши эти ворочаются. И мне страшно стало, я говорю: «Бабушка, пойдём». А бабка мне рассказывала, он учил людей колдовать. Стол у них большой был, и вот он их всех посодит округ стол, платок бросит - и этот платочек сигает по столу. А бабка рассказывала, пришёл этот колдун к ним. Бабка пошла помидоры, редьку доставать. А он говорит: «Кума, гляди, редьки белые, а сейчас черные станут». И сделались эти редьки чёрные. Ну и над Мишей, соседом, тоже сделал, он упал и черным сделался. Бабка как закричала: «Кум, да кум! Да сделай назад! Да помер ведь Миша!» А он говорит: «Да не кричи ты!» И сделал обратно. И у колдуна у этого дочь родная колдует теперь. Записано в с. Грязцы Эртильского р-на Воронежской обл. от Голевой Раисы Павловны, 1930 г.р. Запись Свеженцевой П., Грязновой А. 2005 г. АКТЛФ
249 Колдуны опускали на людей роды. Так на одного напустили, что он кричал, как при родах. Было у него три сына. В деревню приехал ветеринар. Пригласил этот человек ветеринара меренка подрезать. Врач пришёл, в доме почувствовал, что есть нечистая сила и захотел проучить. Но хозяин всё понял и попросил среднего сына кинуть на двор ошмёток. У колдуна сдохли корова, лошадь и т.д. Он всё продал и уехал. Записано в с. Битюг-Матрёновка Эртильского р-на Воронежской обл. от Плешковой Елены Васильевны, 1919 г.р. Запись Шабаевой А., Шибановым Д., Соколовой Я., 2005 г. АКТЛФ
250
У меня отец был, а у него двоюродный брат, вот. Ну, вот он и рассказывал. У них в деревне колдуны были, много. И один знакомый мужик ихний тоже, вроде как колдун. Пугал он их иногда. Вот и отца моего брат с ребятами и девками знали его и с ним всегда и гуляли и все. И вот на Святки, как сядут они в карты играть - ребяты, девки - все и он с ними - так играют, а он захочет их попугать. Вот выходит в коридор, а оттуда вдруг - поросячий визг, или хрюкать кто начнет, или гавкать по-собачьи; и как будто гавкает-то и впрямь собака. А то из дверей и поросенок вбежит в комнату и хрюкает, и по комнате бегает. Все ребята, девки кричат, бегают, а он - раз - выбежит опять в коридор. Глядь - заходит опять как человек, садится и начинает в карты со всеми играть. А то в другой раз и под стол влезет и хрюкает (ну, впрямь поросенок), пугает их. Вот. Записано в г. Воронеже от Чемодиной Марии Дмитриевны, 1921 г.р. Запись Чемодиной С., 1997 г. АКТЛФ Водит кругами
251
Дедулька у нас один был, деде Игнат, он жил напротив. Тот обладал что ли притяжением каким. Однажды парень молодой решил ему картошкой постучать. В старину это было святое дело, деду с бабкой картошкой постучать. Он решил постучать. Он постучал. Это было лето, и ночь такая была лунная-лунная. А дед ему в окно и говорит: «Стукай, стукай, у лоб твой ума, достукаешься». Он прижух, потом ещё постучал. Потом ему надоело: дед никакой реакции не производит. Он собрался, пошёл. Иду, - говорит, - вроде всё моё: дорога, тут вот эт живёт, тут вот эт. Дохожу, вроде должен мой дом быть - дом деда Игната. Опять пошёл. Во, опять деда Игната. Опять пошёл. Опять иду-иду, опять всё моё: дорога моя, дома, попадаются соседи. Вот мой должен быть дом. Подхожу до калитки - опять деда Игната дом, калитка деда Игната. Он так ходил всю ночь. Потом уже дед, видно, проснулся. Он курил козью ножку, сантиметров пятнадцать длиной. Закурил эту ножку, вышел: «Ну шо, у лоб твой ума, ходишь? А я теби сказал, шо теби сегодня, возле мэнэ ночевать». Вот старые люди вот это умели. Записано в с. Петровское Борисоглебского р-на Воронежской обл. от Шишкиной Н. А., 1951 г.р. Запись Кудрявцевой Т., 2004 г. АКТЛФ
252
Случай такой был лет 50 назад в Мамоне. Раньше молотили целый день. Бабы с утра до вечера в поле были. Праздник подходил. Бабы просили отпустить домой их из колхоза, а бригадир не отпускал. Потом говорит: «Поздно». Они ушли. Навязали вязанки и ушли. Несут на верёвках снопы домой. Бригадир увидел. Он колдуном был. Решил их остановить. Бабы всю ночь вокруг скирдов ходили. Значит, слово знал. Записано в с.В. Мамон Верхнемамонского р-на Воронежской обл. от Нестеровой Н.С., 1916 г. р. Запись Булгаковой И., Борисовой Е., Шалоевой Н., 1994 г. АКТЛФ
253
Этот случай рассказывала мне моя мать. Я родилась в соседнем селе Пекшево, где и сейчас живет моя мать. Это было давно, где-то в конце 50-х годов. Время было голодное, и чтобы как-то продержаться, моя мать и еще одна женщина спрятали во время посевной немного зерна, а когда наступила ночь, пошли за ним. На обратном пути они заметили, что кружатся на одном месте. Вокруг послышались голоса, разговоры, смех. Стояли высокие дома, были видны улицы. У мамы и той женщины создалось впечатление, будто они оказались на улице большого города. Было так светло, повсюду горели лампочки. И вдруг на пути они увидели избу, внутри горел свет, а на печи лежал человек. Маме так и хотелось спросить у того человека, что это за город. Но она все медлила, вопрос только стоял у нее в голове. А потом вдруг как будто пелена спала с глаз, они увидели, что каким-то образом они выбрались из блудного круга и пришли домой в Пекшево. И заглядывали в окно не в каком-то городе, а мужика, что тоже жил в Пекшево, и они обе его хорошо знали. Мама еще подумала, что как хорошо, что она не спросила у мужчины, в какой город они пришли. Вот было бы разговору у соседок! Записано в с. Карачун Рамонского р-на Воронежской обл. от Столяровой О.А., 1947 г.р. Запись Столяровой Т.В., 1997 г. АКТЛФ
254
У нас в окрестностях сел есть блудные места, где блудило много людей. Одно из таких мест находится в лесочке между селами Пекшево и Глушицы. Многие люди идут по тропинке по лесу и вдруг замечают, что вышли к колодцу. Они опять идут в нужном, как они думают направлении, но опять выходят к колодцу. И так по несколько раз. Блудил там и мой муж. А еще блудное место есть в самом селе Карачун. Однажды зимой я пошла за молоком для маленькой дочки. Был уже довольно поздний вечер. Я взяла молоко и пошла домой. На улицах все было белое, будто небо и земля слились в одной снежной пелене, с неба медленно падали крупные хлопья. Я дошла до школы. Осталось только пересечь футбольное поле - и я дома. Я долго шла, но вместо дома я увидела перед собой церковь. Я стала мысленно ориентироваться и выбирать направление. Но пришла опять не домой, а на угол улицы, довольно далеко от дома. Я повернулась, пошла опять, как я думала домой. Но опять оказалась у церкви. Мне стало страшно, мной овладело отчаяние, я опять пошла к дому. Но пришла на угол дома, что почти рядом с моим домом. Я посчитала, что если идти и все время держаться забора, то обязательно попаду домой. Опять долго шла, но оказалась совсем на другой стороне дороги, напротив своего дома. Очень долго пришлось передвигаться по полю, прежде чем я, уставшая и обессиленная, пришла домой. Тут в рассказ вмешался муж Александры Алексеевны, Василий Андреевич, и рассказал, что и он так же «знаком» с этим футбольным полем. До работы в школе он был завклубом. Иду я как-то, начал он, с клуба домой. Было еще не так поздно - часов 11 вечера. На улице был густой туман. До дома - всего-то пересечь это футбольное поле. Пошел, а вместо дома попал к загородке коровника, совсем в другую сторону от дома. Сориентировался, где мой дом, и пошел. Но попал через дорогу от улицы с моим домом. «Я развернулся опять пошел искать дом, но снова попадал то к церкви, то к коровнику, то к одному и тому же дому на другой стороне улицы. Там за домом начинался овраг, в нем журчала вода. Я слышал ее и боялся только одного: как бы не уйти в этот овраг, ведь оттуда выбираться труднее. Так и ходил по этому полю, пока не столкнулся с моим другом. Оказывается, он тоже колесил по полю и не мог придти никак домой. Вместе-то мы разобрались, кому куда идти. Я на этот раз пришел, наконец, домой. А друг утром сказал, что он еще плутал и пришел не сразу. Записано в с. Карачун Рамонского р-на Воронежской обл. от Красняковых Александры Алексеевны, 1941 г.р. и Василия Андреевича, 1938 г.р. Запись Столяровой Т.В., 1997 г. АКТЛФ Вызывает сон
255
На полянке у нас жил дед Илюха. Все говорили «знает» что-то он, колдун то есть. Так вот все старались быть с ним вежливыми и приветливыми. А тут девчонки юные по делам своим спешили, болтали о своем, девичьем, да и не заметили деда Илюху, не поздоровались с ним. А он сам первый поздоровался да и спрашивает, что же, мол, не здороваетесь, а те: «Не заметили мы, спешим очень». А он только и сказал: «Спешите значит, успеть хотите?». Ничего больше девчонки не помнят, очнулись они у деда под забором, не заметили, как проспали до самого вечера, так и не успев по нужным своим делам. Вот как случается, когда стариков не уважаешь. Записано в с. В.Мамон Верхнемамонского р-на Воронежской обл. от Буйневич Нины Николаевны, 1963 г.р. Запись Буйневич Т. 2004 г. АКТЛФ
Заставляет выполнять какие-либо действия
256
Вот моя подружка ехала, Наташа Денищенко, с другой девочкой, со Светой. И там была одна бабка. И вот эта бабка - колдунья. Все так говорят. И вот они ехали, сказала она какие-то слова, и они упали прямо перед ней. Им мама потом что-то сказала. И вот они когда ее теперь видят, слова какие-то говорят. И больше не падают. Записано в с.Монастырщина Богучарского р-на Воронежской обл. от Медведевой Наташи, 1988 г.р. Запись Шеменевой Е., Ходяковой В., 1998 г. АКТЛФ
257
Было это ещё до голода. Была женщина, Похлебкина её звали почему-то. Сидела она с другими женщинами на завалинке и тут говорит: «Вот чего портють людей, да я это всё знаю. А я им работу дам: либо козяки* ворочать, либо просо обтолакивать»*. Они как сидели те бабы, так и рты пооткрывали. Записано в с. Красный Лог Каширского р-на Воронежской обл. от Завалуевой Акулины Фёдоровны, 1924 г.р. Запись Волковой Е., Логуновой Н., 2004 г. АКТЛФ
258 У нас в селе часто ходят цыгане, многие из них могут колдовать, а может быть, просто знают о способностях гипноза и умеют им пользоваться для своей выгоды. Однажды и мы с мужем столкнулись с гипнозом цыган, которые зашли к нам в дом. Среди них была женщина, она смотрела на меня, не отводя глаз, потом попросила денег. Я же внезапно автоматически, может быть, совсем не желая этого, снимаю с себя золотые серёжки и отдаю ей. Ох, я сейчас рассказываю, а у меня сердце кровью обливается! Эта цыганка потом посмотрела на мужа, и тут муж просит меня принести деньги, которые лежат у него в карманах брюк. Я, как заколдованная, нашла деньги и отдала цыганке. Цыгане ушли. И только когда мы отошли от колдовства, тогда осознали, что натворили. А куда бежать, где искать? Цыган уже и след простыл. Вот так мы остались без денег, а я без золотых сережек. Записано в с. Мелавка Касторенского р-на Курской обл. от Леденевой Нины Васильевны. Запись Кочергиной Н. АКТЛФ |