asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка



Вы находитесь здесь:Былички и бывальщины воронежского края ->Былички о ведьме - Ведьма / Колдун помогают (Знахари) Воронеж

Былички о ведьме - Ведьма / Колдун помогают (Знахари)
Былички и бывальщины Воронежского края

 

204


Колдуны слово знали

 

Были раньше колдуны, но мы их чаще знахарями называли, потому что слово они знали и людей могли лечить заговорами. Пойдёшь к бабке, заговоришь - вроде полегче. Жили такие и в нашем селе. Были они добрые, люди добрые, не вредили, а помогали. Только заговоров тех уже не помнит никто, не каждый их знал.

Записано в с. Бирюченское Каширского р-на Воронежской обл. от Логунова Василия Матвеевича, 1932 г.р. Запись ШутениковойЕ., Артамоновой С., Сапиной Д., 2004 г. АКТЛФ

 

205


Снимают порчу

 

От ведьмы могли спасти знающие люди, когда кто-то поробленный. А если он больной от рождения, то ему не могут помочь. Знахарки могут избавить только от врагов, а если это болезнь, то надо обращаться к врачу.

*поробленный - человек с порчей.

Записано с. Тимирязевка Кантемировского р-на Воронежская обл. от Матусковой Наталии Антоновны, 1927г.р. Запись СучковойН., ВасильевойЮ., 1997г. АКТЛФ

 

206

 

Лекарки есть. Лечут бабки. Они это делают людям. Я как-то перешла в дом. Вот болею, болею. Бабка говорит, у вас крест зарыт. А где я его буду искать?

Записано в с. Битюг-Матрёновка Эртильского р-на Воронежской обл. от Голевой Матрёны Тарасовны, 1921 г.р. Запись Телковой О., БукшаМ., 2006 г. АКТЛФ

 

207

 

Снимает порчу, нанесенную из зависти

 

В деревне Данило жила очень красивая девушка Аксинья. Волосы у нее были светлые-светлые, почти белые. Не было отбою от женихов, всем она нравилась. И вдруг она заболела ни с того, ни с сего. Куда только не возили бедную девушку, а она сохнет на глазах, как будто червь ее грызет изнутри. Повезли ее в соседнюю деревню к знахарке. А та и сказала, что наслала на нее хворь ваша деревенская колдунья из зависти. Пошептала, покрестила и велела вести домой. «Искупайте ее в желтяках (старые огурцы), положив их в горячую воду, может, и выздоровеет»,- сказала знахарка. Выполнили ее наказ, искупали в желтяках, а затем сполоснули святой водой. И ожила через несколько дней девушка и больше не болела.

Записано в с. Момотов Павловского р-на Воронежской обл. от Бовиной Марии Ивановны, 1932 г. р. Запись Сорокиной И., 2002 г. АКТЛФ

 

208

 

Снимает порчу (недержание мочи)

 

Сына я родила 14 лет назад. Теперь парень взрослый и крепкий, а вот три года назад боялся, вернее, стыдился выйти вечером на улицу, чтобы посидеть с мальчишками, да все из-за чего? Ночью не вставал в туалет, а писался в кровать.

Живет у нас по соседству бабка, порчу она с людей снимает. Повела я к ней сына.

Что уж она над ним шептала - не знаю, держала над головой стакан с холодной водой, а потом в стакан капнула воску с горячей свечи и сказала, что сглазили еще с детства. «Ведьма», - говорит: «а живет где-то рядом с мальчиком». Пришли мы с сыном домой.

В эту ночь я долго не могла заснуть. Был уже третий час, я услышала женский стон, а сквозь стоны прорывались мольбы о прощении. Я сильно испугалась, но вскоре это прекратилось.

Утром, как всегда пошла в комнату сына, разбудила его. Всё в это утро было по-другому.

Спасибо каждый день говорю бабке, которая сняла порчу и изгнала ведьму из нашего

дома.

Записано в с. Верхний Мамон Воронежской обл. от Шипиловой Натальи Патиковны, 1961 г.р., отдел по образованию, специалист. Запись Удовенко О.А., 1997 г. АКТЛФ

 

209

 

Снимает коросту, читает мысли

 

В Красном Логу жил один колдун, травами он лечил, заговаривал. Бывало, привозют, что не ходит. А он поглядит - у него заходит. Один полковник услышал про него. У него лицо было, как рыбья чешуя. Поселился у него, глядит, его лицо стало чистым. И говорит: «Всё, я тебе вагон леса пришлю». И, правда, прислал. Кличку уже его не помню. Красицы далеко, я ведь сам не ходил к нему. А чем и как он лечил, знал он сам.

Одна женщина шла к нему и несла ведёрко яиц, в подарок. Решила, что много и отложила чуть. Приходит, даёт, а он говорит: «Не надо, давай и остальные переложим. Я не буду брать. Забирай себе всё!» Знал, значит, может, мысли умел читать. Сам-то он был добрый и честный.

Записано в с. Каширское Воронежской обл. от Снегирёва И. И., 1928 г.р. Запись Артамоновой С., Шутенниковой Е., Сапиной Д., 2004 г. АКТЛФ

 

210

 

Было это очень давно. В деревне больницы не было, и люди ходили лечиться к знахарям и колдунам. Вот собрались женщины и пошли к одному колдуну в другое село. Набрали ему продуктов. А там был лог, через который нужно перейти, чтобы в другое село-то попасть. Марфа говорит: «А на што мы ему столько яиц понесем, их надо здесь схоронить». Ну, и все согласны были.

Они дошли к колдуну. Тот их полечил. Женщины отдали ему «плату». А он им и говорит: «А что ж вы мне так мало яиц принесли, а те, что не донесли, схоронили так плохо». Деревенские-то испугались, а когда назад шли, яиц не оказалось.

Записано в с. Перлевка Семилукского р-на Воронежской обл. от Голомедовой Инны Тимофеевны, 1936 г.р. АКТЛФ

 

211


Лечить некому. В селе Винивитенка (Инивитенка) есть старичок. Он лечит.


Один мужчина пошёл за водой к женщине, которая была колдуньей. По дороге отвязал какую-то верёвочку. Пришёл домой - умирает. Мечется, всё болит. Друг его привёз к тому старичку. Что отвязал верёвочку, ему не сказал. Старичок налил воду, туда соль, камешки. Начинает читать молитву и говорит: «Зачем ты отвязал верёвочку ту?» А мужчина спрашивает, кто колдунья. Старичок говорит: «Не успеешь приехать - она к тебе прибежит», Так и случилось. Говорит она: «Мишатка, помоги стащить вторые рамы с чердака». А он: «Уходи, убью сейчас». Она в избу лезет. Он: «Ты сама знаешь, что с тобой!» Попил воду, которую дал старичок, и ему полегчало.

Записано в с. Щучье Эртильского р-на Воронежской обл. от Полянских Анны Алексеевны, 1922 г.р., приехала из г. Караганды. Запись Нашатырёвой С., Дюжаковой С., 2005 г. АКТЛФ

 

212

 

Лечит кликуш Рассказ о знахаре Косте из Красного Лога

 

Звали его Костик. Он был на всю Воронежскую область. Он лечил людей, всем помогал. Вот мать мне рассказывала. Едет мужчина на лошади, на паре. Остановился у колодца, это уже точно она рассказывала. А мы с водой-то идём, нас там много. И подходим, а она говорит: "Ты хто такой, милой человек, и это у тебя что, поросята в бестарке ?" А он заплакал: "Да не поросята это, везу в Орловку дочери и соседские 2 девочки". Она: "А что же с ними случилось-то?" "Да вот у нас, говорит, солдаты были. Раньше солдат по сёлам -там на уборку. И дружили с этими солдатами. И чё с ними сделалось? Стали глупыми. И куда только их не водили! Ничего им не помогает. А теперь везу в Орловку." А сам плачет, страсть как. А мы говорим: "Да покажи-ка". А он подошёл, сверху открыл так. А они там и плюются, и что попало делают. Ну, а они говорят: "Ну, а у нас тут лекарь есть". "Ко всем лекарям водили - ничего не помогает". "Да вези, там мосточек, вон он живёт, на той стороне". "Мы уж не верим, куда только не возили - ничего не помогает". "Ну, да ты повези, может, поможет, бог его знает". Ну, он и повёз, поблагодарил. Раньше ведь люди вежлевее были. «Дай, говорит, бог вам здоровья».

Поехали. Подъезжает, говорит, к дому. А мы любопытные, перешли огород и через речку, прямо видно его домик. И сам, и говорит, и слушаем. Они стали подвозить их к этому дому, а они ещё сильней стали визжать, ну, жутко. Прям, вот, аж вот мурашки по мне ходют. Ну, говорит, выходит он, этот Костик. И говорит: "Ну что везёшь?". "Да везу, милой человек". Подходит к этой бестарке: "Ну, что вы расстроились? Тихо, тихо, успокаивайтесь, сейчас мы развяжем вас. Сейчас мы поможем вам". И вот тишина, тишина. И он говорит: "Тебе направили сюда женщины? А ты, ты не веришь. Вы ж много их возили, по многим лекарям, а никто не помог. А я помогу тебе, хороший человек ". Ну, они успокоились. "Развязывай их!" "Да вы что? Ловили всем селом, чтобы завязать". А он: "Развязывай, развязывай. Они спокойные". Развязал он их: "Ну, вставайте". Они встают. Они пошли к нему. А ему говорит: "А ты, добрый человек, раздевайся. Ты не голоднай, я знаю, ты покушал. А завтра с богом пойдешь домой". Он, говорит, и сам не верит. Развязал их, лёг отдыхать, а он их завел в дом, посадил их, около их посадил и говорит: "А теперь ложитесь спать". И них-то ничё не знает, что он говорил. А мы интересовались потом, утром. Трое суток они спали, девчата. А этому мужику он говорит, был заездный (с Песковатки или с Берёзовки). «Езжай домой. Приедешь через 6 дней за ними». И вот 3 дня они спали. А 3 дня он читал. А может, он и над сонными читал. Ну, а потом, через 6 дней, приехал он не один, а приехали соседские, родители.

Они стрели, обняли, целуют родителей. Они ж с солдатами дружили, а потом жёны солдат прислали письмецо. А они письмо прочитали, а больше ничего не было там. По письму им прислали - вот это какое-то наваждение. И они от этого помутились. Он им говорит: "Езжайте, а через 2 недели ещё приедете". Ну, они и поехали домой. А мать говорит: "Мы интересовались, потом и спрашивали у Костика, он же односельчанин, где же девчонки?". Он: "Да домой поехали, через 2 недели привезут их, ещё подлечим".

Записано в с. Бирюченское Каширского р-на Воронежской обл. от Муковниной Евдокии Семёновны, 1938г.р. Запись ШутениковойЕ., Артамоновой С., СапинойД., 2004г. АКТЛФ

213

 

Лечит наговаренной водой

 

Бабушка моя болела всё время, 17 лет рвала. Костик у нас был в Красном Логу, и боль этот Костик лечил. И собирается она раз к нему лечиться. А перед этим, праздники, бывало, наступают Рождество, Пасха, Троица, умирает она, прямо волос седой распустит. «Идите зовите соседей». Собирает всех, прощается. «Простите меня, кошки спину всю выдрали». Как она кричала, невозможно. И вот на Пасху Великую, в субботу, мы в лапту играем, а у неё язык отнялся, она говорить не может. И вот она матери показывает на икону, божнину, в углу, как паличка (полочка). И вот на этой паличке святая вода стояла. Она говорит: «Подайте святой воды». Она глотнула воды, потом мама её побрызгала, и та заговорила, хотя немо. Наступает праздник, как ни в чём не была. Не болит нигде ничего, какая она была, такая и есть. И говорит: «Пойду к Костику». Доходит до края села, остановилась, сил нету идти, видно, не допускает сатана. А село недалеко, километра три. Потом она дошла к нему, а он прямо с порога и говорит: «Идёшь и не веришь, не то помогу, не то нет». На жену говорит: «Заставить её по-собачьи погавкать, пусть она поверит тогда». Она поглядела на меня и говорит: «Не надо»! И вот начал лечить. Читал, читал её, приходит и говорит: «Вот я тебе наливаю воды, береги её». У нас висел шкаф на стенке, она её туда, к уголку поставила. Ночью вода оказалась на полу, бутылка не разбилась, а вода вся вылилась. Кто её мог вылить? Какая сила? И пошла опять к Костику. Заходит, а он с порога: «Ну что, не уберегла воду? Я тебе говорил?» Потом наговорил ей. Полегчало, потом прошло столько времени. Она сидела на пороге обыкновенной хаты. Праздник был, Троица, и ей упала на колени лягушка с крыши. И откуда она взялась? И ей опять плохо, и плохо. Опять к этому Костику пошли.

Ему, наверное, было лет 65. А он потом сыну всё передал: на заре разрезал ему ладонь и вкладывал цветок проса. И сын потом лечил, но так не знал, как отец.

Пошла к нему, а он говорит: «Делано не тебе, а на чужой след, на смерть». Но так как не её след, она жива, но так мучилась. А потом прошло время, он её подлечил, она больше не стала так под праздники умирать, но рвоту не остановил.

У меня с мамой была соседка, которая обладала гипнозом. И она бабушку полечила, и рвота у неё пропала. Прочитала её 3 раза и всё. И бабушка 82 года прожила.

Записано в с. Каширское Каширского р-на Воронежской обл. от Еренковой Евдокии Николаевны, 1941г.р., уроженки с. Запрудское Каширского р-на Воронежской обл. Запись Большаковой Е., Самойлович Е., 2004 г. АКТЛФ

 

214

 

Родила я своего сына на сороковом году, и вот он заболел. А мне мама говорит: «Да, это у него недуг, рост такой. Всё пройдет, выветрится». А знахарь был друг деду моему. Ну, мы к нему и поехали. В комнате у него иконы всякие. Вот он воду наговорил и тогда говорит: «Чтоб выпил мальчик 12 банок литровых. И в борщ давай, добавляй». У него температура всегда была 37,2. И где я с ним не лежала! А вот он, сын Кости, - Сергей нам помог.

Записано в с. Каширское Каширского р-на Воронежской обл. от Солдатовой Анны Ивановны, 1929 г.р. Запись Мандрыкиной Е., Лапшиной Т., 2004 г. АКТЛФ

 

215

 

Серёга у нас был, он всех лечил. На цепях приводили, и то лечил. Он лечил по книге крестом серебряным, молитвы начитывал. Одну привели, пять человек держали. Он почитал, она встала и пошла. Это я сама видела.

От колдовства он лечил. Одна пришла и говорит, что колдовать ей постоянно хотца. Серёга молодой ещё был. И вот он её вылечил. К нему и из Белоруссии приезжали. Записано в с. Красный Лог Каширского р-на Воронежской обл. от Корзиновой Варвары Николаевны, 1936 г.р. Запись Орловой Е., 2004 г. АКТЛФ

 

216


Колдун наказывает за нанесенную ему обиду, неблагодарность

 

Сказывають, было евта в революцаю. Тады люди друг от дружки чурались, пужались всяго чужого. Тады жил в Покровке дед один. Ага. Дядку годов под сто было, дряхлый дед-то. А на сяле сказывали быдто дед ентут колдун, травку мол, всяку тайну знает, лечить хворых-то. Кабыть дед евтут прибыл откель-то в Тямге. Ага. Ня наш, стал быть. А в сяле-т краснаи стояли. Ну, ить война. Тут случись им отступать-то. Сяло белаи заняли. И Бог не знаить от каво худа боле было. А охвицер один красный в даму у дядка осталси. Ранятый, стал быть. Дед-то яво, панятно, выходил, на ноги поставил, кормил яво, поил. А охвицер ентут прознал, што у деда тово золотишко царско имеетца. Он и давай к яму всяко мостится-то. А дед молчить. Тады он яво схватил и давай пытать по-всякому. Кричит на деда: «Собака! Подобру золото отдай! «А тот молчить, колдун ить. Дак охвицер он чи анчихристь, чи ахвирист, што в Бога-то не верють. Ага. А дед-то, сердешный, собрал последню силушку и говарить яму: «Я, сынок, всю жисть худа никаму ня делал, а ты вишь как за добро платишь-то. Стал быть, попомни словцо моё. Всю жисть будешь собакой бряхать, будешь и подохнешь через енто, как сабака». Сказал так-та и помер. Охвицер посмеялси и забыл про евта. Война-т кончилася, ахвицер евтут жанился. Да бяда приключилась: как выйдя на зорьке нужду справить, так и забрешеть кобелём. Люди-то сначала дивовались, а потом яво выталкали из дяревни. Ночий-то припольз он в один калцонах к хате, а жонка яму хлеба кусок кинула за порог. Ну, он-та и обозлилси, дверь выломал, хату покрушил, а жене горло пярягрыз. Так-та. Люди яво мёртваго в овраге нашли. Сказывають, быд-то на волка был похож. Вить хтой-то яво убил. Ну и похоранили яво по обряду христианскому. Бог ить он всех приметь. Так-та.

Записано в г. Лиски от Карповой Марии Васильевны,1926 г.р., жительницы бывшего села Покровка. Запись Кузнецовой Е. А., 1997 г. АКТЛФ

 

217

 

Выливает испуг

 

Мой муж был маленький, лет 7 ему было. Ну, он кричал и кричал. Чего-то он испугался, прямо на стены лезе. Повязли в больницу, врач посмотрел, говорить:

- Мы ничего не поможем. Ищите бабушку или дедушку, как хотите. И едуть они назад. Едуть дорогой. Свекровь говорит:

- Дед, поедем у Терновое к дядюшке. Приехали, Спиридон говорит:

- Надо его выливать, выливай сама. Она говорит:

- Да как же? Я ж ня знаю никаких молитв, ни че.

- У вас в деревне есть такая женщина, сходи к ней. Сходи к Матрене, она тебя научит. Ну и правда, сходила, она научила ее молитве, и у него все прошло. После этого она изливала детей маленьких.

Записано в с.Солдатское Острогожского р-на Воронежской обл. от Чуриковой Екатерины Романовны, 1927г.р. АКТЛФ

 

218

 

Наговаривали молоко и квас, лечили этими напитками

 

Раньше в селе было много колдунов, теперь мало. Они могли наслать порчу на человека, а могли снять. Лечили молоком, квасом. Колдунья наговаривала на эти напитки и давала человеку выпить. От вывихов и растяжений повязывали заговоренную нитку.

Записано в с. Краснофлотское Петропавловского р-на Воронежской обл. от Матвеевой Ф.Е., 1918 г.р. Запись Мамонтова Д., Коваленко О., Картавцево. АКТЛФ

 

219

 

Наговоренной водой вылечил корову

 

Была у нас корова, и она кричала. Жил у нас напротив старичок. На него все говорят: «Колдун, колдун». Ну, и корова кричить, из стада приходить - кричить, домой приходит -кричить. Ну и нам сказали: «Сходи, у нас есть на горе, где Каратояк, там дедушка живет, он тебе все расскажет». Он пришел туда. Рассказал всё, тот говорит: «Ах, негодяй! Да он много ей тоски нагнал. Ну, ничего, мы это сделаем». Наговорил ему водички. Говорит: «Придёшь, дома всё польёшь». И потом говорит: «Иду назад, а корова моя уже не кричить. Вроде как вылечил». А на него всегда говорили: «Колдун, колдун». И мы грешили.

Записано в с.Солдатское Острогожского р-на Воронежской обл. от Чуриковой Екатерины Романовны, 1927 г.р. Запись Белых Пелагеи Романовны, 1923 г.р. АКТЛФ

 

220

 

Одна женщина рассказывала, что была у нее хорошая корова. Однажды, придя из стада, она не подошла к хозяйке, когда же та попыталась ее подоить, корова не стояла на месте. Не зная, что делать, женщина поехала в Богучар к слепой старухе, про которую говорили, что она сможет помочь. Узнав, что случилось, старуха посоветовала взять хлеба и соли и указала, из какой колонке набрать воды. Над этой водой она прочитала заговор и сказала выложить корове на сене крест из соли, накормить хлебом и побрызгать водой. В результате корова поправилась.

Записано в с. Монастырщина Богучарского р-на Воронежской обл. от Ситниковой А.Н. 1930 г.р. Запись Туманцевой Е.В., Климовой А.В., Киселевой О.И., Киселевой О.М. 1998 г.

 

221

 

В Битюг-Матрёновке была колдунья одна. Так она сделала, что у нашей коровы молоко пропало. Мать доить пошла, а она стоит потная вся и молока не даёт. Мать пошла в Матрёновку, пришла к колдунье, а она говорит ей: «Это я сделала, чтобы ты ко мне пришла». Дала ей бутылку, мы из неё корове два раза налили, и она доиться начала. Колдунья та потом спрашивала, может ещё дать, чтоб молока прибавилось, а мать ответила, что не надо. Пускай такая будет, как была, а больше не надо.

Записано в с. Борщёвские Пески Эртильского р-на Воронежской обл. от Голевой Матрёны Ильиничны, 1928 г.р. Запись Свеженцевой П., Грязновой А., 2005 г. АКТЛФ

 

222

 

Перевязывает бородавки


Я жила в деревне колдунов. Их у нас было много. Одну звали Митроня. Мне было 8 лет. Никто со мной не играл: все руки были в бородавках, которые покрыли их и с ладошек, и сверху. Подруги не подходили ко мне. Может, боялись заразиться. Я плакала, сидя на печи. Моя мама однажды после того, как я пришла вся в слезах из школы, где меня дразнили: «Коростовая, коростовая», сказала: «Все, пошли к Митроне». К вечеру мы к ней пошли. Наверное, мама, боясь осуждения людей, не хотела идти к ней днем.

Мы вошли в обыкновенную крестьянскую хату, бедную и холодную. Митроня возилась у печи. Мама рассказала о нашем горе. Митроня посадила меня на лавку, стала около меня, взяла мою руку в свою и долго на нее смотрела, а потом начала беззвучно что-то про себя говорить. Это было долго. Я смотрела на нее открытыми глазами. Потом она взяла ниточку и перевязала ею самые большие бородавки. Когда она делала узелок, то глубоко вздыхала, открыв рот, и зевала. Мне было смешно, когда она это делала. Завязав последнюю ниточку, она сказала: «Все, идите!» Мама отдала ей молока, которое принесли с собой. Мы пошли домой. Я легла спать на печку. Когда я утром проснулась, от бородавок не было и следа. Только корочки, которые сошли через 2 дня.

Записано в с. Долгое Семилукского р-на Воронежской обл. от Корольковой Раисы Тимофеевны, 1940 г.р. Запись Кузьмич Т.В. АКТЛФ

 

223

 

Снимает зубную боль У моего папы зуб болел сильно. А он говорит, что это колдун его исколдовал. Отец всю ночь волосы на себе рвал, кричал, что умрет, с детьми и женой прощался. Тут приходит Лизар - тот самый колдун, и говорит: «Фрол Акимов, что ты лежишь?» А он: «Ты ж, колдуненок, что со мной сделал? Зуб болит, мочи нет!» Лизар: «Сейчас все пройдет!» И через некоторое время все прошло.

Записано в деревне Бехтеевка Задонского р-на Липецкой обл. от Лесниковой Александры Фроловны. Запись Квашниной М. И., 2002 г. АКТЛФ

 

Предвидит события и предупреждает о несчастьи

 

224

 

Жила у нас в деревне вдова. Вдовушка ее называли. Горюет: «Надо скосить участочек, да некому». Утром встала, а он скосил, дедушка Спиридон. Жил он давно, я еще небольшая была.

Ишо девчата рассказывали. В поле они работали, один мужчина начал копать колодец. И посылает Спиридон Ивана, был там один мужчина:

- Бяжи домой, у деревню. Там один мужчина колодец копает. Да бягом бяжи!

- А че, дядюшка?

- Бяжи быстрее! Быстрей бяжи! Побежал и говорит:

- Вылазий из коладца!

- А че такое?

- Бросай, дядюшка сказал, чтобы ты вылез оттуда. Он только вылез, и колодец завалился.

Дядюшка Спиридон тут родился, у Терновом. Был бедный, халатик носил, сапожки -богатства у него не было. И даже колодец где-то у него образовался - то ли в комнате, то ли на дворе. Там люди водичку бяруть, называют дядюшкин колодец. Водичка та помогаить.

Записано в с. Солдатское Острогожского р-на Воронежской обл. от Чуриковой Екатерины Романовны,1927 г.р., 2006 г. АКТЛФ

 

225


Вот тебе расскажу одну историю. Была одна вдова. Ну, и приходит к ней старичок. Пусти, мол, ночевать. Я б тебя пустила, да я одинокая, боюсь». «Да не боись». Когда он остался и говорит: «Ты выйдешь замуж, родишь 2-х близнецов, ребят. И когда ты родишь, глянь через левое плечо в суднее окно, вот увидишь своих сыновьёв судьбы» Она вспомнила старичка, глянула в окно: один сидит верёвочки вьёт, а второй водой заливается. Потом несколько времени прошло. Она говорит: «Дед, так и так, я видела судьбу своих детей». Говорит: «Один утопня, а другой задушится». Один пошёл купаться - утоп. Другой -полюбил одну. Тогда же видишь как, матеря если влезли в их дело-то... Ну, и никто ему не дал жениться на ней, а он взял, да и повесился.

Записано в с. Битюг-Матрёновка Эртильского р-на Воронежской обл. от Плешковой Елены Васильевны, 1919 г.р. Запись Телковой О., БукшаМ, 2005 г. АКТЛФ



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта
Яндекс.Метрика