asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка

http://lemmens-crane.ru/ устройство и характеристики мостовых кранов.

Вы находитесь здесь:Былички и бывальщины воронежского края ->Былички о ведьме - Ведьма сдаивает молоко Воронеж

Былички о ведьме - Ведьма сдаивает молоко
Былички и бывальщины Воронежского края

 

Ведьма сдаивает молоко

 

154


Жил у нас один украинец. Говорит: «Нету молока. Пойдём, нету. Взял я вилы». Вот эти, которыми сено, и давай караулить. Приходить там во скока-то времени, или час, или двенадцать ночи, и дое корову. Так он её там вилами пырнул, но до смерти не заколол. Звали её Гарпена.

Записано в с. Солдатское Острогожского р-на Воронежской обл. от Прядко Марфы Гавриловны, 1926 г. р., 2006 г. АКТЛФ

155

 

Шо було... Были коровы и там сторож. Шоробыть? Нэма молока. Хто-то приходэ, дое. Это ведьма доит (авт.) Нэ вловишь их ни за шо, така она...[Молоко она] до дому нэсэ. Походит-походит, подоила корову и пишла. Ведьма кого хоче, того и накаже. Там она прочета* шо-то, и оно получаеца у нее. Шукают, * ее не можно найти. Если ведьма плохо сделала, есть люди, которые сглаз или порчу снимают (авт.)

Записано в с. Екатериновка Россошанского р-на Воронежской обл. от А.И. Курочко, 1921 г.р. Запись Д. Анохиной, А. Бондаревой, Е. Овчаренко, 2007 г. АКТЛФ

 

156

 

Утром мама встанет, пойдет корову доить, а молока нет. Мама объясняла, что ведьма все молоко подоила.

Записано в с. Перлевка Семилукского р-на Воронежсой обл. от Денисовой Лидии Семеновны, 1956 г. р. Запись Зайцевой А., 2004 г. АКТЛФ

 

157


Ведьма доит молоко чужой коровы, превратившись невидимкой Считают, что ведьмы раньше были: никого нет, а молоко в ведро бежит, будто кто-то доит.

Записано в с. Старая Тойда Аннинского р-на Воронежской обл. от Роговой Анастасии Ильиничны, 1920 г.р. Запись Книевской Д., Уляшовой А., 1996 г. АКТЛФ

 

158

 

Чтобы корова снова стала доиться, надо обмакнуть кусок хлеба в молоке коровы ведьмы

 

Поехали казаки покупать корову. Купили. Поздно возвращались домой. Попросились переночевать у одной старушки. Она их пустила в дом. Ночью хозяйка пошла на варок,* обмочила кусок хлеба в молоке казачьей коровы и скормила своей. Один казак это заметил и проделал то же самое. Взял кусок хлеба, обмочил в молоке старухиной коровы и скормил своей. Утром казаки собрались и отправились домой. На середине дороги старуха-колдунья догнала их и кричит: «Отдайте мне моё молоко». Её корова перестала доиться.

Тогда казаки сжалились над ней. Взяли два куска хлеба, обмакнули в молоке коров и накормили их.На этом и разошлись.

Записано в с.Хреновое Бобровского р-на Воронежской обл. от Трошкиной Л., 12 лет. Запись Кретовой Е., Дудкина. С. АКТЛФ


159

 

Ведьма вылетала через трубу и сдаивала молоко чужой коровы

 

Одна женщина повадилась доить чужую корову. Лазила в трубу, а потом оттуда вылетала ведьмой. Доила чужую корову, потом возвращалась, влетала в трубу и превращалась снова в женщину.

Записано в с. Песковатка Бобровского р-на Воронежской обл. от Тимашовой Екатерины Григорьевны, 1922 г.р. Запись Зиновьевой Е. Н., 2003 г. АКТЛФ

 

160

 

Чтобы корова снова стала доиться, надо вешать подкову над дверью в коровнике


А вот у нас есть женщина одна знакомая. Она к нам пришла в гости и рассказывала, как к ней пришла одна женщина и говорит: «Дай мне молочка». Она дала. Она опять пришла за молоком. А эта женщина говорит: «У нас корова и так мало молока дает. Я не могу тебе больше давать. Она говорит: «Продавай молоко. У тебя вкусное молоко». Она: «Не буду». На следующее утро корова дала меньше литра молока. Наверное, та пришла и выдоила. А эта женщина была умная, взяла подкову и повесила над дверью. С тех пор корова дает молока, сколько давала. А у нас тоже подкова висит. Поэтому у нас курей еще ни разу не воровали.

Записано в с. Монастырщина Богучарского р-на Воронежской обл. от Шевченко Оли, 1987г.р. Запись Шеменевой Е., Ходяковой В., 1998 г. АКТЛФ

 

161

 

Отнимая молоко у коровы, ведьма говорила определенные слова

 

Ведьмы в селе отнимали у коров молоко: соседская корова не доилась вообще, а корова ведьмы давала много молока. Ведьма выходила на рассвете в поле, куда выгоняли коров, и говорила: «Коровки ваши - молочко наше». И корова весь сезон не приносила молока.

Записано в с.Сухой Донец Богучарского р-на Воронежской обл. от Плаховой Татьяны Самсоновны, 1916 г.р. Запись Зайченко Н., Семейко Е., Черкасовой Е., 1998 г. АКТЛФ

 

162

 

Чтобы корова снова стала доиться, надо поджарить молоко на сковороде

 

Жила на нашей улице бабка, все звали ее Миколаиха. Грешили на нее люди, говорили - ведьма. Вот пропало у одних соседей молоко у коровы. Побежали к бабке-знахарке, что делать, мол, помоги. Дала она им дельный совет - надо жарить молоко от той коровы на сковородке, ведьма-то и прибежит. Так и сделали. Правда ли бабка-знахарка говорила или просто совпадение, но только явилась именно в тот момент бабка Николаиха, стала просить что-то в займы. Пришлось уйти ей ни с чем, обругали ее соседи и прогнали. А корова-то опять доиться стала. Вот и думай: правда это или вымысел - людское суеверие.

Записано в с.В.Мамон Верхнемамонского р-на Воронежской обл. от Буйневич Нины Николаевны, 1963 г.р. Запись Буйневич Т., 2004 г. АКТЛФ

 

163

 

В старину такой был случай. У одной женщины была корова. И все вроде бы было хорошо, но до того времени, как женщина стала замечать за своей коровой что-то странное.

Когда в очередной раз она шла доить свою Зорьку, то у нее не было молока. Тогда женщина подумала, что, наверное, кто-то доит ее корову. И решила за этим пронаблюдать. И вот когда наступила ночь, женщина пошла в сарай. И видит, что стоит ее Зорька, и вроде бы кто-то ее доит, а кто - не видно. Только слышно, как по ведру «бежит» молоко, а ведра тоже не видно.

Утром эту историю женщина рассказала своей соседке. И та ей посоветовала: взять немного молока своей коровы и вылить это молоко на раскаленную сковороду. И тогда, мол, к тебе заявится тот, кто доит твою корову. Эта женщина так и сделала. И к ней пришла ее кума. И стала спрашивать: «Что у тебя на плите кипит?». Тут-то женщина и поняла, кто ее корову доит. Также выяснилось, что ее кума была колдунья.

Записано в с. Шукавка Верхнехавского р-на Воронежской обл. от Пономаревой Л.А., 1930 г.р. Запись Адерихиной О.А., 2003 г. АКТЛФ

 

164


Того, кто увидит, что ведьма доит корову, ведьма делает недвижимым Василий Данилович Уваров рассказывал, но он, видимо, брехал. Рассказывал, что корову доит ведьма. А он взял ружье, приходит ведьма и говорит ему:

- Сидишь?

- Сижу.

- Ну и сиди, - а сама доит. А я и двинуться не могу.

Записано в с.Никольское 2 Воробьевского р-на Воронежской обл. от Береснева Егора Павловича, 1924 г.р. Запись Фоминой Е., Сорокиной И., Обуховой Е., 2001 г. АКТЛФ

 

165

 

Один дед, Осип Назаренко, прознал, что у него каждую ночь ведьма доит корову. Решил выследить. Сел в кошаре,* спрятался, ждёт. Вот уж полночь. Идёт соседка с ведром. «Ты туть, - кажет, - сидишь. Угу, и сиди, як сидел!» Подоила корову и ушла. А Осип до свету не мог шелохнуться. Так и просидел всю ночь

Записано с. Тимирязевка Кантемировского р-на Воронежская обл. от Борченко Р.И., 1919 г.р. Запись Илуниной А.А., 1997 г. АКТЛФ

 

166

 

Эту быличку рассказала мне подруга, а ей ее бабушка: «Моя бабушка в то время маленькой была, была у них корова, ее доили 2 раза — утром и вечером, но вдруг стали замечать, что утром у коровы пропадает молоко. Моя бабушка со своим братом залезла на чердак - там, где сено лежит, и стали ждать. В сарай залезла незнакомая женщина и принялась доить корову, бабушка с братом притихли, хотели подождать, когда она уйдет и рассказать родителям. Как вдруг женщина подняла голову и сказала: «Сидите? Вот и сидите». У них отнялись ноги, сидели до вечера там, пока родители не сняли с чердака.

Записано в г. Воронеже от Савина Евгения. Запись Ткачева Е.В., 2001 г. АКТЛФ

167

 

Тому, кто увидит, что ведьма доит корову, ведьма заливает глаза молоком

 

А Хведор на Селезневке рассказывал. Повадилась ведьма корову доить. «Ну, я раз пошел - нету, второй раз гляжу - иде. И начала доить. Я встал с дубинкой, а она с ворот в глаза молоком залила и убегла».

Записано в с.Никольское 2 Воробьевского р-на Воронежской обл. от Береснева Егора Павловича, 1924 г.р. Запись Фоминой Е., Сорокиной И., Обуховой Е., 2001 г. АКТЛФ

 

168

 

Ведьма превращается в кошку и доит корову

 

Давно в селе жила старуха. Про неё слухи ходили, будто она ведьма. Мало кто верил. Она часто ходила в гости к моей маме (мама тогда еще молодая была). Они соседками были. Так вот, общались они долго и часто. И мама слухам не верила. Но случилось так, что маме пришлось в это поверить. А было это так. Утром и вечером она ходила доить корову. А один раз приходит вечером доить, а молока нет. На следующее утро доит - есть молоко. Приходит в вечере, а молока у коровы опять нет, как будто выдоил кто-то. И так было целый месяц. Пока сосед один не сказал, что видел, как другая соседка, про которую говаривают, что она ведьма, домой ведро с молоком несла. Но мама не поверила, что та ворует, но на караул вечером стала ходить. Один раз видит - кошка черная в сарай скребётся. Мама ей палкой по лапам ударила. С тех пор молоко вечернее к корове вернулось. Но соседка в гости перестала ходить. Люди стали говорить, что её вообще на улице не видно уже целую неделю. Мама подумала, что та заболела, и пошла её проведать, молока понесла. Приходит, а старуха в кровати лежит и не встаёт. Как увидела, что мама ей молоко принесла - заплакала. Сразу во всем созналась.

Эту историю мама многим рассказывала после смерти старухи (старуха через полгода после этого случая умерла), но теперь ей никто не верил. А я верю и вам рассказываю.

Записано в с. Фисенково Кантемировского р-на Воронежской обл. от Еничевой Клавдии Гавриловны, 1929 г.р. Запись Бех М., 2002 г. АКТЛФ

 

169

 

Ведьма бывает в виде человека, бывает звериная. Батько рассказывал, что вин шёл, а ки?шка шла с цебарочкою. Они стали стучать, она свернула четь*. То ведьма была, она превращалась в кишку и ходила ночью коров чужих доить.

*кишка - кошка

*четь - прочь или *геть

Записано с. Тимирязевка Кантемировского р-на Воронежская обл. от Матусковой Наталии Антоновны, 1927г.р. Запись СучковойН., ВасильевойЮ., 1997г. АКТЛФ

 

170

 

Цэ давно, давно, давно було. Я ны бачила, но стари люды россказувалы. У одной семьи была корова, в сарае стояла. Якось утром вышла хозяйка в дверь, пишла до сарая. Чуе, шо в дийную цвирка. И тихо жинка двери открыла у сарая, и видет, что выскочила здорова чёрная кишка. Ну, она сикач схвататыла, тай кынула его в кишку и попала ей по лапи, тай отрубала, но кишка всё равно втыкла. А на другой день бычилы у сына жинку без руки. То ведьма була, видьмы ходять начамы и коров доють. Записано в с. Новобелая Россошанского р-на Воронежской обл. от Кутняховой Е.И., 1924 г.р.

Запись Шипитьковой О.В. АКТЛФ

 

171

 

Моя бабушка рассказывала, что произошло с ее семьей, а верней с домашним животным их дома. Утром пошли доить корову, а видно, что корова подоена, и так несколько дней. Корова здорова. Отец бабушки решил посмотреть, выяснить, что ж нет молока. Сел за борону в сарае и следит, как ночью темной заходит в сарай соседка и садится доить корову. Ну, дед, долго не думая, как схватит бабку за горло, а та и превратилась в кошку. Бежать хочет, царапается. Дед начал бить ее. И кошка человеческим голосом: «Отпусти меня». Дед кинул ее, и она превратилась в бабку и ушла. С той поры ее больше не было. А соседка та, вижу-то с ногой поломанной.

Записано в с. Орлянка Солнцевского р-на Курской обл. от Громовой Ольги Васильевны. Запись Суббота М., 2003 г. АКТЛФ

 

172

Эту историю слышала от своей бабушки. Давно это было, еще в годы ее молодости. По соседству с нами жила девушка, о которой ходили невероятные слухи, что якобы она ведьма. Но бабушка не верила в эту ерунду. Но однажды рано утром бабушка пошла на скотный двор доить корову, но в этот раз молока не оказалось. Она удивилась и пошла обратно с пустым ведром, а когда она выходила, увидела черную кошку, которая прошмыгнула мимо нее. На следующее утро повторилась та же история, и кошка была тут как тут. На третий раз она попросила дедушку пойти с ней. И когда он вошел, кошка сидела около коровы и глаза ее горели, как два уголька. Дедушка схватил лопату и наотмашь ударил ей кошку, но она была проворная и успела увернуться. А когда она убегала, бабушка с дедушкой заметили, что лапу она держала на весу.

На следующее утро молоко у коровы было в целости. И в этот же день дедушка затем в гости к соседке пошел, хотел позвать ее сходить в лес за дровами. Но соседка не вышла, а мать ее сказала, что она заболела и в лес не пойдет. Через несколько дней соседка появилась на улице с перевязанной рукой. И моя бабушка задумалась: а может она и вправду ведьма?!

Записано в с. Остроухово Красногвардейского р-на Белгородской обл. от Костенниковой Натальи Семеновны, 1945 г.р. Запись Костенниковой И. АКТЛФ

 

173

 

Ведьма превращается в собаку и доит корову

 

Колдуны делались собаками и доили коров. Одна женщина сделалась собакою, а хозяин когда вышел, то заметил, что она под коровой. Взял цепь и как дал ей! Она завизжала и побёгла. А на утро он выгоняет корову и говорит: «А что это, Танька, у тебя лицо такое синее?!» А она отвечает: «Да, зубы болят » Вот такие вот были колдуны.

Записано в с. Московское (ныне Каширское) Каширского р-на Воронежской обл. от Разуваевой Марьи Егоровны, 1912 г. Запись Вертман Э., Кутищев А., 2004 г. АКТЛФ

 

174

 

Жил в нашей деревне один мужик и была у него корова. И вот он начал замечать, что стало у коровы молоко пропадать. Придет доить утром, а ее уже вроде бы подоили. И тут одна женщина и посоветовала ему проследить, что у него ночью в сарае происходит. Он так и сделал. Пошел ночью в хлев, притаился. И вдруг видит, заходит собака, а в руках ведро держит. Села и давай лапами корову доить. Мужик вскочил, схватил топор да и отрубил собаке лапы. На следующий день пришла к нему женщина и сказала, что нужно бы сходить к его старой соседке, а то ее что-то весь день не было видно. Заходят они и видят, что бабка лежит без кистей рук и истекает кровью. Они испугались и побежали позвать людей, а когда пришли, то бабки и след простыл.

Записано в с. Кондрашовка Семилукского р-на Воронежской обл. от Ладановой П.И., 1928 г.р. Запись Влад О., 2000 г. АКТЛФ

 

175


В одной деревне жили соседи. У одного их соседей была корова. Эти люди стали замечать, что когда пойдут доить корову, а у неё нет молока. Стали думать, что происходит? Один раз они заметили, что кто-то прыгнул через забор и загремел ведром. Они подошли ближе и увидели, что кто-то доит их корову. Вернулись домой, взяли вилы, колья и пошли в сарай. Хозяин с колом вбегает в сарай и начинает бить того, кто доил. Бил, бил... Вдруг она превратилась в собаку. Он бросил её через забор, где она лежала. Пока обошёл через калитку, её уже и след простыл. На утро они выгоняют корову на поле, и что-то не видят свою соседку. Хозяин пошёл к ней домой, узнать, может, что случилось? Приходят, а она вся синяя, битая лежит. Он сразу все понял.

Записано в с. Яблочное Хохольского р-на Воронежской обл. от Биндюковой Татьяны Варлантьевны, 1914 г.р. Запись Тимофеевой А.В., 2001 г. АКТЛФ

 

176


Мой дедушка был молодым ещё. На ночь он всегда отпускал собаку с привязи, она свободно ходила по двору и охраняла хозяйство. Однажды среди ночи дедушка услыхал дикое мычание коровы, но собака при этом молчала. Деду это показалось странным, и он вышел во двор. Во дворе он увидел чужую собаку, которая с наглым видом смотрела на него; своя же собака, забившись в угол, тихо поскуливала. Дед побежал за ружьем, выскочил из дому и хотел выстрельнуть в эту странную собаку, но ружье не срабатывало, он перезарядил - не стреляет. Собака же вскочив на крышу сарая, засмеялась человеческим смехом и убежала. Дедушка некоторое время пребывал в шоке, а потом попробовал выстрелить из ружья, ружьё было в полной исправности. Он утверждал, что это ведьма, превратившись в собаку, приходила корову доить.

Записано в г. Воронеже от Шуткиной Н.И., 1978 г.р. Запись Кретининиой Т.С., 2001 г. АКТЛФ


177


Ведьма доит корову во всем белом


В ведьм кто-то, наверное, наряжался. Одна пошла корову доить, а там кто-то уже доит во всём белом. Пошли после, а корова уже подоенная. И пугали нас: кот-то в белое нарядится и за нами, а мы разбегаемся в разные стороны.

Вот рассказывали: подошла одна к окну - стучат. Она вышла, а кто-то к её ногам прижимается. Не то кошка это была. Она взяла и в хату вошла. В одной руке держала, в другую переложила, и пропало.

Записано в с. Бирюченское Каширского р-на Воронежской обл. от Щеблыкиной Марии Николаевны, 1938 г.р. Запись Сулеминой О., Пенкиной Ю., 2004 г. АКТЛФ

 

178

 

Ведьмы ходили. Убирались в белые рубахи, коров ночью доили. Придешь утром в сарай - корова подоенная!..

 

Были колдуньи. Тетка Машка, у какой ноги порезали: ее свекровья, сказывают, была колдунья. Убереться и сделается неугадаемой, и пойдеть, куда ей нужно.

Колдуньи наговор делают, на след мечут. Чего-нибудь бросят на след, или во двор бросят - человек сохнет.не более, а более!

Записано в с. Костенки Хохольскогор-на Воронежской обл. от Казначеевой Анны Егоровны, 1928 г.р. 2002 г. АКТЛФ

 

179

 

Мне прабабушка рассказывала такую историю. Жили дед с бабкой. И когда по утрам бабка ходила доить корову, она не давала молока. Дед с бабкой не могли понять, в чем тут дело. И дед решил выследить. С вечера он залез на крышу и стал наблюдать. Видит: через некоторое время идет женщина в белой одежде по направлению к их сараю. Она почувствовала присутствие деда, схватила вилы, стоявшие неподалеку, и подкинула их с навозом на крышу. Дед успел поймать вилы и кинул их обратно в ту женщину. Пока дед слез с крыши, женщина убежала. На следующий день смотрят дед с бабой - что-то не выходит их соседка из дома. Решили они к ней сходить, проведать. Когда пришли, то увидели, что соседка лежит в кровати с перебинтованной рукой.

Записано в с. Солонцы Вейделевского р-на Белгородской обл. от Непогединой 1985 г. р. Запись Соновой Г., 2002 г. АКТЛФ

 

180

 

Чтобы коза снова начала доиться, читают молитву

 

Одна женщина купила у односельчанина козу. Слухи по селу ходили, что он колдун. И на самом деле коза не подпускала к себе новую хозяйку, не давала доиться. Женщина решила посоветоваться с соседкой, у которой свекровь была колдунья. Вероятно, по её подсказке соседка расстелила полотенце на порог перед сараем, прочитала молитву и привела козу. Коза сразу стала смирной, давалась доиться. Когда колдун узнал об этом, что его колдовство пересилили, он рвал на себе волосы.

А та колдунья, когда умирала, говорила сыну: «Возьми! Возьми!» Говорят, что если тот, к кому колдун обращается, возьмёт его за руку и скажет «беру», то колдовство перейдёт к нему. Сын отказался, и колдунья умерла в тяжёлых муках.

Записано в г.Воронеже от Кузнецова Евгения Александровича, 1952 г.р. Запись Кузнецова

 

181

 

Ведьма говорит особые слова, и молоко начинает течь из подсоха Раньше чё ток не делали - и молоко вынимали, и людей колдовали, и чё ток они не делали. У меня дед был. А у няго кума была, вот её звали колдуньей. Эт скок прошло то - 80 годов. И вот увидал: она вышла, эт яго кума, пробуровила (дырочку) в подсохе* норочкю и начала там это. И из этой дерева молоко. Ну, и там какую-т молитву прочитала. Он подглядел и сабе утром, как и ён. Ды и говорит, вышел и говорит: «Чё куме, то и мне».

Как полилась молоко из этой. Он бросил всё и убёг. Говорить: « Ой, ой. Окаянная, такая не нужна молоко!»

Записано в с. Н.Байгора Верхнехавского р-на Воронежской обл. от Щедриной П.А., 1926 г.р. Запись М.Коваленко, О.Головнёвой, 2008г. АКТЛФ



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта


-->
Яндекс.Метрика