Былички о ведьме - Ведьма насылает болезнь на животных |
Былички и бывальщины Воронежского края |
На корову 141
Мы вот покупали корову. Это уж давно. Корову в другом селе, в Верхней Байгоре. Говорят, она колдунья. Говорят, у ней чего купишь, вот в руку не даст. Ну, и мне понравилось, а она говорит... что, говорит, глядите она, говорят, колдунья и всё. А мне понравилась корова, всё. С дедом пошли. Ведём, это ж у ней на этом какие-то колосья висят, лошадьи копыта тож говорят от колдунов. Вот. Ну и вот она, эта бабка, нам-то сказали. И эта бабка прям рвётся к ней, а дед её не допустил. Она б могла чего-нибудь, чё, стукнуть или ещё чаво. «Ну и я расплатилася, а ты не подходи, не подходи, ну.» «Всё, всё. Я к вам ещё приду. Я приду к вам, зайду». Ну и вот, гляжу в какой-то день был выходной. Я то без внимания, я какая-т дура простодушная, простая, а дед у меня похитрей. Вот. И гляжу, она пришла. Вот. Корову то как привели, вели её прям где-то речкой, и всё, чтоб ни это... Никто не сглазили, ничего. Привели. Гляжу, прошло небось недели 2 или 3, уж я точно не помню... Гляжу, она заходит, эт самая бабка, у какой купили. Вот. И тем более дед-то заметил. Я-то без внимания, не заметила. А дед- то говорит: «Ой, да. Сваха».. .Какие-то свахи они нам, далёкие свахи. «Да была в сельсовете, да прям эт... ну... Чёт и умарилась. Думаю, дай зайду. Мне попить. Молочка нет?» И я молочка- то ей дала. Я говорю: «Ой, есть, есть.» И я-то без внимания. И всё. Вот. «Есть, есть». Налили ей. Я говорю: «Может, чего съешь?» «Нет, не, ничего мне не надо, ничего. Я вот душу. Вот. Это. Молочка выпила, холодненького. Хорошо, спасибо». Ну и ушла. На другой день пошла корову доить, а она у нас там прибита была, около речки, в логу. Пришла доить, вымя, как кожаное. Я её бяру, а он хрустит аж. Весь хрустит, и молока ничуть, ни гроша. И вот сделалась, как кирпич. Кровь, кровь, кровца. Так отдоила, отдоила. Так и сдали, сразу сдали. Записано в с.Нижняя Байгора Верхнехавского р-на Воронежской обл. от Варвары Михайловны Долгих 1931 г.р., уроженки с.Чкалова Дубенского р-на г.Саранска Мордовии. Запись М.Коваленко и О.Головнёвой, 2008г. АКТЛФ
142
Село Подгорное издавна считалось местом, куда Петр Великий ссылал колдунов и ведьм. На окраине села жила бабка с дочерью и сыном, который был сумасшедший. Бабка Ксанька была глухая. Поговаривали, что она разговаривала с самим сатаной. Все боялись ее и обходили ее дом стороной. Как всегда, вечером я с подружками пошла на танцы. А бабка Ксанька шла за нами на приличном расстоянии и что-то бормотала. Одна из нас - Катька -увидела ее и тихонько сказала нам: «Вон, старая ведьма ходит за нами». На следующий день встречает Катю бабка Ксанька и говорит: «Катерина, зачем ты меня при людях обзываешь, добра тебе не будет». И к вечеру у Катьки сдохла корова. Записано с. Подгорное от Талыковой Евгении Алексеевны, 1978 г. р. Запись Вороновой М., 2004 г. АКТЛФ
143
В одном доме жила семья из деревни. Однажды по пьянке сын хозяйки, уже старой женщины, - Митя сболтнул, что может любую корову сглазить. Свидетельницей этих слов была одна женщина по имени Полина. Она не придала им значения и, в общем-то, не проверила. У Полины была корова Майка. Однажды гонит она корову по улице. И вдруг почему-то обернулась. Сзади шёл Митя. И тут ей на ум пришли его слова сказанные когда-то. И на всякий случай, из осторожности Полина стала читать молитву. А говорят, что если читать молитву, когда колдун колдует, то ему будет очень плохо. Читая молитву, Полина обернулась и видит, что Митя заметался. Идёт как пьяный. То к одной стороне улицы его тянет, то к другой. Плохо ему было. А корова долго после этого ещё жила. Записано в г. Воронеже от Шевцовой Клавдии Ильиничны, 1930 г.р., Уроженки Новой Усмани. Запись Л.Горожанкиной, И.Назаровой, И.Шевелёвой, Ю.Яковлевой, 1993 г. АКТЛФ
Ведьма заходит в коровник и скот погибает
144 Много я за свою жизнь разного повидала. Однажды ночью видела я, как в наш коровник зашла старуха незнакомая. Захожу я за ней, а там кроме коров никого нет. А на следующий день теленок у нас умер. Тогда я и поняла, что ведьма это была. Записано в с. Колодезном Каширского р-на Воронежской об. от Плякиной Е.Г., 1930 г.р. Запись Зелениной А., Чуриковым С., Титаренко Т., Васечко О., 2004 г. АКТЛФ
Ведьма подкидывает в коровник наговоренный кирпич: корова захромала
145
Подоила я вечером корову. Все нормально. Утром зашла в закуту, корова лежит, а рядом с ней кирпич, то есть осколок от него, прямо полкирпича почти. Откуда он взялся? Ну, я выкинула его, особо не обратила внимания. А к вечеру корова пришла из стада, хромает. На следующее утро совсем не встала, я к ветеринару. Он пришел, посмотрел, сказал, что не знает, что с копытом. Ну, что мы только не делали, ничего не помогало. Потом пригласила бабку одну, заговорила она воды, три раза полила корове на копыто, со следующего же дня корова наступать стала на него и так с каждым днем все лучше и лучше. А бабка эта сказала, что ведьма по близости живет, желает зла тебе, вот и подкинула кирпич. Уж потом время прошло, и вспомнила, что перед тем, как все это произошло, поругалась я с соседкой, про неё давно по деревне слух ходил, что ведьма она, но я не верила, знаю, дед у неё колдун был, жил долго. Записано в с. Максимовка Курской обл. от Резцовой Л.С., 1937г.р. Запись Орловцевой Л.Н., 2003 г. АКТЛФ
На лошадь
146
На посёлке только один год. С Вовкой мы картошку боронили. И было это. картошку нам надо было садить. С колхоза взяли мы лошадь. И надо было садить картошку. А лошадь зав. хфермы отдал Стяблихе Маньке, другой там женщине. Йна свою картошку посадила. И нам надо було коня забирать и в свойго садить, свой огород. А йны нам не отдали. Мы хотели Алёночке отдать, бабке. И мы пошли, поругалися и не отдали коня они нам. Мы уже после тада просили и отдавали. А когда пришло время боронить картошку, мы поехали с Вовкой. Взяли на хферме лошадь. Приехали, мы несколько раз прошли по огороду. И бабка етта вышла. Вот так-то рукой чё-то крутить, крутить. Стяблиха етта, бабка та. В первой хате, что мы картоху садили, а мы було лошадь не дали. Ну йны посадили. Рукой так-то во крутить, крутить. Как забилася наша лошадь, как закрутилася. Сколько молилась, мы выпугались, я кричу: «Сынок, - я говорю, - только ни. Придерживай, чтоб только на борону не вскочила. Иначе ж платить придется. За лошадь». И минут пять. Она такую ямку сделала. Ни ямка, а как. Местину выбила. А бабка ета стоить. И я ж наблюдаю. Стояла, стояла. Опять покрутилася, рукой мотнула. Лошадь эта немножко полежала. Поднялася. Потряслася. Ну, вздрогнула вся. И опять пошла боронить. А это ж после уже сказали, что она знала. И я не помню кой-то шёл возле них тама, женщина. Сказала, говорить, шла вечером. А она жила тама отдельно, у стороне. И хата закрытая была. А дочка ее на другой стороне. И, говорить, там такие разговоры, песни, смех, плач. А в доме никого нет. И в етом же доме после того уже. Купи дом. И мужик ета не жил. И вот она ж, видно, что-то, бабка этта. И тоже ж говорили, она три дня умирала. Думали умёрла, уже всё. А оказалося она ищё жи'ва. И уже када ей половицу зарвали. Тада йна и умёрла. Записано в г. Воронеже от Т.И. Мишиной, 1946 г.р., уроженки с. Кулаги Суражскогор-на Брянской обл. Запись Коваленко М.А. 2008 г. АКТЛФ
Ведьма наказывает за невыполнение ее просьбы: погибают утки
147
К нашей соседке пришла одна женщина и говорит: «Ты завтра в Богучар поедешь. Купи мне лекарство». Ну, она поехала, но не купила. У нее утки такие хорошие были. Все подохли. Записано в с.МонастырщинаБогучарскогор-на Воронежской обл. от Шевченко Оли, 1987г.р. Запись Шеменевой Е., Ходяковой В., 1998 г. АКТЛФ
Насылает болезнь на животных за неисполнение христианских заповедей
148
И колдуны были раньше. Щас вот не слыхать, а раньше были. Вот у нас одна женщина. В холод ходила, просила она лошадь - посеять просо на огороде. А он всё ей, бригадир, откладывал и откладывал. Ну и ладно. Вот как-нибудь. И праздник Ягория. Грозный праздник. А он, приходя, говорит: «Дусь, ну возьмёшь лошадь? Никто не взял лошадей». Она на отца говорит: «Бать, ну, чё ж мне делать-то? Пойду, возьму». Он ей говорит: «Дусь, не надо, дюже праздник грозный». Ну и праздник грозный. Пошла, воду пила. В обед пошла поить. Телок издох. А потом вот у бригадира заболела корова. А они на неё, на это.деда, её отца. Это он исколдовал, это он исколдовал, у нас корова погибает. Это он исколдовал. Записано в с. Битюг-Матрёновка Эртильского р-на Воронежской обл. от Голевой Марии Тимофеевны, 1921 г.р. Запись Телковой О., БукшаМ., 2005 г. АКТЛФ
Ведьма топит за то, что залез в сад ведьмы
149
Каждое лето я и мои два двоюродных брата ездили в Липецкую область село Черепань к прабабушке. По соседству с нами жила старая женщина. Говорили, что она насылала порчу на людей и животных, на селе её называли колдуньей. Однажды вечером мой брат прибежал домой очень напуганный. Он рассказал, что с друзьями (ему было 9 лет) залез в сад к этой колдунье. Когда она вышла, все разбежались, она успела поймать его. Она держала его за руку и что-то бубнила. А когда убегал брат, то услышал, как она вслед ему крикнула, что он скоро умрёт. Он был очень напуган этими словами, но я ему сказала, что ничего не произойдёт. На следующий год мы снова приехали в Черепань. И уже забыли про это. Как-то днём я была в огороде, а младший брат на лодке недалеко от берега ловил рыбу. Я услышала крик. И увидела, как лодка перевернулась, а брат тонет. Возле самого берега стояла эта старуха. Я хотела позвать на помощь и побежать к реке. Но меня держала какая-то неведомая сила, я даже с места не могла двинуться, всё происходило, как во сне. Когда я очнулась, брат уже скрылся под водой, мы его так и не смогли спасти. Записано в г. Воронеже от КуранинойМ. И., 1930 г.р. Запись Колядиной О.А., 1999г. АКТЛФ 150 За то, что заговорил с ведьмой о ее колдовстве Дело было ещё до войны. Была я молодая, красивая. Дружила я тогда с пареньком Колей. Любили мы с ним до утра по деревне гулять. А в деревне нашей ведьма жила, дорога к моему дому мимо неё лежала. Вот один раз проходили мимо её двора, а как раз полнолуние было. Вдруг кто-то выскочил в чёрном на дорогу и начал что-то жечь и крутиться. Мы узнали Лущиху-ведьму. Она сильно кричала, а потом вдруг исчезла. Мы, было, испугались, а потом решили понаблюдать. Когда вновь подошло полнолуние, мы с Колей увидели ту же картину. Коля смелый был, решил старуху испугать. Подходит к ней и говорит: «Бабка Ульящиха, что ты творишь?» Она развернулась и стала на Колю моего бросать какие-то бумажки, а затем дико засмеялась и исчезла. У нас было такое чувство, вроде нам всё привиделось. Только вот Коля мой утонул через неделю. Не знаю, может и не связана его смерть с увиденным?! Записано в с. Старая Калитва Россошанского р-на Воронежской обл. от Радченко Галины Ивановны, 1921 г.р. Запись Долововой Т.И., 1997г. АКТЛФ 151
За то, что сожгли ведьму, Дон весной село затопил Об этом поведала мне моя мама, когда я была совсем малая, а она услышала от своей бабки, потому что история эта давняя, и было ли так, я не знаю, но сказать могу, я её хорошо помню. Раньше село наше было под горою, там, где пустырь между Ахремкинской горой и Денисовой. Хатёнки бедные были, но церковка посерёдке стояла. И колокол был большой сравнительно. Все церковные праздники звонили справно,* люд со всего села собирался помолиться знать. А как вечер наступал, так, сказывали, на горе собирался ведовский шабаш. Ведьмы со всех окрестных сел и хуторов сметалися дьявола ублажить. Всю ночь куролесили, а на утро стихало всё. Люд и в нашем селе отыскал ведьму-то. Жила почти на самом краю села, одна, без рода; годов так тридцати. В церковь не ходила, с соседями особливо не держалась. Стали поговаривать, что она ведьма, самая, что ни есть. Все беды стали на неё сваливать. У кого скот помрёт, у кого захворает, а то и младенцы тогда часто мёрли. Всю беду на неё писали. Вот сыскалси мужик головной, да и придумал народ от нечести избавить, сжечь женщину на костре, как неверную. Вывели её к площадке, сорвали одежду, да и на шее слева «отметину Дьявола» нашли, да и в тот же день сожгли на костре её и хату сожгли тоже. Это всё зимою было-то, а по весне Дон-то как разлилси, да и все хаты-то и позатопил, пришлось люду наскоро пожитки подбирать да в гору подниматься, там село новое обживать. А про случившееся так поговаривали: кто говорил, мол, никакая она не ведьма была, а за то, что жизни её лишили без божьей милости, за то бог всех и наказал. Вот такая история. Записано в с. 2-е Селявное Лискинского р-на Воронежской обл. от Кулешовой Натальи, 1933 г.р. Запись Мешковой Л.,1997 г. АКТЛФ
Ведьма насылает пожар 152
На Кривуше - там, как всегда, собираются побоища. И жила там одна ведьма: колдовать любила - мастер. И к ней все ходили нечести, ну, кто в Бога не верит. И одна бабка навести хотела порчу на одного старого деда, который хотел ее собаке своей скормить. И вот она сделала так, чтоб у них весь дом сгорел дотла, чтоб у них аж кровати поплавились. На следующий день этот дом сгорел. От кроватей - комки железа поплавленных. Начали обыскивать, и там только один уцелевший шкаф был. И там было 3 змеи засушенных, 3 лягушки, 3 рыбешки и 4 крючка. Записано в с.Никольское Воробьевского р-на Воронежской обл. от Сорокина Сергея, 1989 г.р., из с. Манино Калачеевскогор-на Воронежской обл. Запись Фоминой Е., 2001 г. АКТЛФ
Ведьма (цыганка) разоряет 153 Было время, когда я с иронией относился к цыганам, предлагающим погадать. Но после одного случая, о котором я вам расскажу, всё резко изменилось. Поехал я на рынок, жена попросила кое-что купить. Купил, возвращаюсь к своей машине, а тут цыгане с предложением мне погадать, им за это ручку позолотить, говорю им, мол, у меня денег не осталось, а они, мол, не обманывай, есть. Я опять им про то, что мол, всё истратил, а они - неправда. Долго мы так препирались, и тут одна цыганка так, как-то не хорошо на меня посмотрела и говорит: «Если бы правду говорил, я бы поняла, а то ведь врешь, ну что ж, не хочешь нам денег дать сейчас, сегодня вечером ты их ещё больше в никуда отдашь». Я усмехнулся и думаю: «Что я, дурень, деньгами разбрасываться», - сел в машину и уехал. В тот день пришлось много работать; с людьми общаться, про цыган забыл, да и не первый раз такое было. Вечером ставил машину в гараж, во время въезда в гараж, с правой стороны неожиданно резко открывается передняя дверь, и я на ходу, ударившись о ворота, очень сильно её ломаю. Тут-то я и вспомнил о цыганах. Обошлось мне всё это, конечно, же гораздо дороже той суммы, что с утра оставалась у меня в кошельке. Не знаю, к кому её причислить эту цыганку: к ведьмам или колдуньям, но теперь я стараюсь обходить их стороной или быстро откупится. Записано в г. Острогожске от Чурикова И.А., 1949 г.р. Запись Кузьминой Е., 2002 г. АКТЛФ |