asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка




На все четыре стороны
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М.

 

Различные народы не только по-разному ориентировали умерших по сторонам света, но и по-разному представляли себе значение сторон све­та. А потому, даже одинаковая ориентировка умерших, но у разных народов или в различное время могла иметь и различное значение.

Самые древние представления об ориентировке умершего уходят корня­ми в каменный век. У рыболовов каменного века большую роль в хозяйс­твенной жизни и мировоззрении играла река. Изучая погребения рыболо­вов, археологи отметили, что умерших хоронили лицом к реке, а головой по направлению течения реки. Покойник как бы «уплывал» в страну мертвых. А некоторые могилы имели при этом форму лодки.

Огромное значение для древних имели и знания о точках восхода и захода солнца. Причем нетолько летнего, но и зимнего, так как летом и зимой точки восхода и захода различаются. По-видимому, с этими представлениями  связана ориентировка ямников головой на восток (при этом лицом  умерший обращен к летнему закату, к стране мертвых). Северо-восточная ориентировка соответствует направлению к зимнему восходу, юго-западная - зимнему заходу солнца. Солнечный закат воспринимался как направление смерти, восход - новой жизни. При этом у одних народов, как об этом свидтельствуют данные этнографии, умершего ориентировали головой на восток, чтобы он смотрел в сторону страны, куда душе его надо идти. Аборигены острова Фиджи, например, думая, что страна мертвых находится на западе, хоронят умерших головой на восток, ногами на запад, чтобы тело, поднявшись, могло идти прямо вперед в обиталище души (Тайлор, 1989, с. 491). По преданию, Христос был уложен головой на запад, лицом на восток. Поэтому  христиане укладывают умершего головой на запад, а ногами к востоку. По­добным положением придавали покойнику возможность встать лицом на восток.

В Ведах о значении сторон света сказано так: «... Брахма разделил мир между владыками четырех стран света. Индре достался восток, благодат­ный край, первый, открывающийся свету. Восток охраняется белым слоном Айраватой, главным из четырех слонов, которые мягко держат землю... Яме достался Юг, страна, охраняемая двумя чудовищными псами Шарбарами... Никто не ускользнет от их четырех глаз, обращенных к четырем странам света. Впрочем, сам Яма не ощущает ужаса, охватывающего каждого, кто проникает в его бескрайние владения. Ведь он обитает в золотом дворце, стены которого непроницаемы для воплей грешников... Царство Ямы опи­рается на голову слона Махаладмы. Варуна владеет Западом. Владыка вод живет в великолепном белом дворце на дне Океана, в окружении сказочных садов. На деревьях вместо листьев и плодов кораллы и драгоценные камни. Ни одному собирателю жемчуга не спуститься в такую глубину, не увидеть проплывающих по саду ярких рыб с выпученными от удивления глазами, не встретиться с асурами (демоны смерти. - В.Б., П.З.), спускающимися в царство Варуны, как смертные уходят в царство Ямы или в царство Инд-ры... Слон Варуны Вамана стережет Запад. Севером владеет Кубера, люби­мец Брахмы. Он сделал его стражем скрытых в земле сокровищ и подарил ему колесницу Пушпаку, летающую по воздуху... Кубера жил во дворце, по­добно белому облаку... Таковы владыки четырех частей света, назначенные Брахмой, чтобы охранять мир» (Немировский, 1994, с. 252-253).

Итак, восток и север - страны богов. На западе жили демоны-асуры, а на юге находилась страна смерти, где жили предки. Каждая сторона света оберегалась отдельным богом.

Археологи отметили, что те, кто хоронил умерших в эпоху катакомбников, избегали устраивать захоронения в северной части кургана - это «стра­на богов». Катакомбники часто ориентированы головой на юг, туда, где рас­палась «страна мертвых» и «царство бога Ямы».

Однако было бы неправильным говорить о четком соблюдении ямниками и катакомбиками отмеченных в Ригведе направлений. Единообразия ложным и зависел еще от многих других причин - перемен в хозяйстве и идеологии, положения умершего в обществе, причин и обстоятельств смерти, времени года, когда происходило погребение умершего (солнце летом и зимой восходит и заходит со значительным отклонением). Все это могло приводить и к изменениям в ориентировке. Причины же эти редко улавливаются археологически.

Если бы умершие катакомбники были ориентированы строго на юг с различными отклонениями, или по еще нескольким направлениям, можно было бы выяснить более конкретно, что это означает. Но ситуация складывается таким образом, что ориентировка умершего настолько разнообраз­на, что привела некоторых археологов к выводу о том, что она вообще не имела значения (Братченко, 1976, с. 16-19).

Но катакомбы в кургане очень часто располагаются не как попало а следуя определенным закономерностям. Часто могилы устраиваются по ок­ружности (хотя и далеко не всегда). Какой-то смысл в этом, видимо, был.

Как выясняется, катакомбники согласовывали не одно направление (го­ловой в ту или иную сторону света), а два. Одно направление должно было подчиняться законам внутрикурганного устройства, т.е. места погребения среди других погребений и центра кургана. А другое направление - общее, связанное с общемировыми представлениями, например, стороны света, где обитают либо боги, либо демоны-асуры, либо предки. Зороастрийцы, поклонники Авесты, считали, что душа покойного одновременно (!) отправ­лялась в царство мертвых и к вершине высокой горы (не вершина ли кургана?) (Бойс, 1989). У древних индийцев эпохи Ригведы одно из загробных мест находится на небе, а другое в пещере, куда ведет подземный ход (Геннеп, 1999, с. 141). А.В. Кияшко задает вопрос: а не о катакомбе ли идет здесь речь? (Кияшко, 2001, с. 67). Исследователь предложил оригинальное объяс­нение (как версия): скорченное положение умершего и его ориентировка определяли направление первого пути - на небо; устройство катакомбы по кругу и по отношению ее к центру кургана определяло направление второго пути - в «подземную пещеру».

Для загробного путешествия были необходимы сосуды с пищей и пить­ем, животное-проводник, предметы, которые бы указывали на том свете земное положение умершего: кто он - жрец, вождь, воин и какого ранга. На пути могут встретиться разные преграды, которые нужно преодолеть. Для этого нужны амулеты-обереги. Они у древних были различного вида, и не­льзя зачастую определить с нашей точки зрения, амулет ли это, или просто орудие труда. Там надо в полной мере представить себя, «не опозориться» перед предками и богами. Надо продемонстрировать свои достижения и достижения своего народа. Поэтому в могилы укладывали не только предметы, которыми пользовался умерший, но и дары, подношения подвластных племен. Они не обязательно должны были заполнить всю катакомбу вещами. Нет, конечно. Ведь каждый предмет, невзрачный на вид нес на себе огромную смысловую нагрузку, которая археологу просто не видна. Например, подношением подвластного племени в погребении вождя мог  быть обыкновенный с первого взгляда лепной глиняный сосуд. Но это был символ! Символ подвластности племени погребенному вождю!

В письменных источниках дошли до нас описания путешествий древних героев в загробное царство. Вспомним путешествие туда Одиссея Письменные источники сообщают и о пище и питье во время путешествия, о 40-дневном сроке пути (период траура). В Библии встреча пророка Илии с Богом происходит в пещере - символе подземного местонахождения за­гробного мира (Библия, 3-я книга царств, 19).



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта
Яндекс.Метрика