Формирование культуры |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
Исследование вопроса о том, что это за культура, откуда она и что собой представляла, привело А.Т. Синюка к таким выводам. Корни этой культуры уходят в неолит. Вспомним, что неолит на Среднем Дону был с самого начала представлен самыми сильными культурами - среднедонской и лесной, северной. Они находились во взаимодействии друг с другом, и влияние лесных традиций здесь было велико. В энеолите с юга появляются в донской лесостепи представители степных скотоводов. Одна из развитых - репинская культура, сформировавшаяся на Нижнем Дону (названа так по хут. Репин, что на Дону). Они также вступили в контакты с местными племенами, жившими традициями неолита. В середине III тысечелетия до н.э. сюда проникают первые степные кочевники-овцеводы - представители древнеямной культуры. Будучи сильнее местных в военном отношении, они установили свое господство на Дону. В этой сложной перепутанной обстановке необходимо и искать ива-нобугорцев. Именно лесные традиции, несмотря на наступление бронзового века, продолжают быть главными у этих племен. Колоколовидные горшки, округлые днища, орнамент в шахматном порядке - все это из леса, от лесных охотников и рыболовов. Кроме этих горшков выделяются сосуды с воротничковыми венчиками, треугольными орнаментами, которые характерны для энеолитических племен, пришедших из степи. Но в керамике нет главной черты энеолитической посуды - толченой раковины. Она по каким-то причинам не признается местным населением. Таким образом, формирование иванобугорской культуры шло по пути объединения традиций лесного неолита и степного энеолита. При этом "лесных" традиций было больше. Видимо создатели культуры - лесные охотники и рыболовы, на которых оказало незначительное влияние энеолитическое население степи. По неясным нам причинам иванобугорцы продолжали держаться рыболовства и охоты. Они словно не хотели замечать, что на дворе не неолит, а бронзовый век! Что надо идти в ногу со временем. Нет, они цепляются за традиционный уклад жизни и не поддаются «тлетворному влиянию» степных чужаков. Такую культуру, которая живет «в неолите», когда на арене хозяйничает бронзовый век, А.Т. Синюк предложил называть «пережиточно-неолитической». Приход на Дон ямников вряд ли привел к серьезным потрясениям иванобугорцев. Ведь они рыболовы и охотники, и в хозяйственном отношении ничем не мешали скотоводам-ямникам. Такое в истории случалось не раз и такие примеры еще будут и в нашем рассказе. Ямники-скотоводы кочевали по водоразделам, иванобугорцы ловили рыбу на реках (кочевники рыбы скорее всего не ели, судя по истории кочевников недалекого времени). Но в зависимость они, конечно, должны были попасть. В таких случаях не исключено было данничество. Куда меньше повезло энеолитическим скотоводам, освоившимся в донской лесостепи. Вот они-то были ямникам конкуренты. Результат не замедлил сказаться: репинская культура распадается. Население отходит в лесные массивы, какая-то часть, видимо, сливается с ямными племенами, воспринимая их культуру. Иванобугорцы, как об этом свидетельствуют археологические данные, и построили мостищенский каменный лабиринт. Но вначале немного истории о лабиринтах.
|