Предистория. Иванобугорцы на донской земле |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
История открытия лабиринта не слишком запутанная, но неожиданная. В 1957 г. археологическая экспедиция Института археологии Академии наук СССР под руководством П.Д. Либерова открыла для науки Мостищенское городище. Оно. судя по небольшим раскопкам на этом археологическом памятнике, было создано в раннем железном веке, в скифское время.Тогда из-за недостатка находок для датировки памятника время жизнедеятельности укрепленного поселка было определено неверно. В более позднее время, когда городище было раскопано широкой площадью, время было определено более точно - конец V или рубеж - и до конца IV в. до н э (Синюк, Березуцкий, 2001, с. 154). Но об этом городище разговор будет особый в главе, посвященной раннему железному веку. Тогда П.Д. Либерову и встретились впервые обломки посуды, похожие на катакомбную керамику.Никакого внимания на нее никто не обратил. В 1979 г. археологическая экспедиция Воронежского педуниверситета (тогда - пединститут) проводила исследования в Павловском районе Воронежской области. Изучалась известная теперь Черкасская стоянка эпохи энеолита. Во время разведки по окружающим стоянку древних рыболовов местам молодые сотрудники экспедиции, помощники Арсена Тиграновича заприметили небольшое возвышение на берегу реки. То ли курган, то ли не курган... Решено было проверить. Разбили курган на секторы и начали копать. Никакой уверенности, что это курган не было, но сомнения развеялись, когда в насыпи вдруг обнаружилось погребение начала железного века - VIII-VII вв. с глиняным сосудом. Так, значит, все-таки курган. Ведь было известно, что племена кочевников начала железного века хоронили умерших в курганах. Впрочем, не исключено и то, что устроители погребений использовали для этих целей не курганную насыпь, а естественное возвышение. Раскопки продолжались, и усердие былио вознаграждено. В кургане были обнаружены погребения более древней эпохи. Погребенные лежали вытянуто на спине с руками, прижатыми к туловищу, и ногами, соединенными плотно. Такое положение указывало на то, что умерших спеленали перед погребением (Синюк, 1984). Но самое удивительное было не в этом. Когда археологам встретился первый, а затем и другие лепные сосуды, было над чем задуматься: таких не встречали! Правда, еще в 60-е гг. А.Д. Пряхин, собрав воедино немногочисленные фрагменты подобной керамики, причислил ее к катакомбной культуре (Пряхин, 1966). Но тут - целые сосуды, и было ясно: это не катакомбная культура! Так, раскопки Иванова Бугра (так его называли местные жители) привели к необходимости, учитывая и немногочисленные фрагменты, собранные с различных стоянок, и керамику могильника, Иванов Бугор выделить отдельную иванобугорскую культуру на Среднем Дону. Это было осуществлено А.Т. Синюком. До настоящего времени иванобугорские погребения более пока не встретились. Но когда в начале 80-х гг. были проведены дополнительные не большие раскопки на Мостищенском городище были снова получены образцы керамики иванобугорской культуры. Было решено начать раскопки широкими площадями. В результате более чем десятилетних раскопок было получено огромное количество информации по эпохе бронзового века и раннего железного века. И особенно ценной оказалась информация по иваанобугорской культуре. Впервые была добыта коллекция керамики, главным образом, фрагменты от более чем 500 сосудов! (Синюк, Березуцкий, 2001, с. 19). Эта керамика безошибочно выделяется из общей массы своими яркими признаками. Необыкновенно качественная, хорошо промешанная глина добавкой мелкозернистого песка и какого-то органического вещества. А.Т. Синюк считает, что скорее всего это шерсть животных. Поверхности тщательно заглажены чуть ли не до блеска. Хотя горшки обжигали на кострах, обжиг ровный. Сосуды стройные, красивые внешне. Большая их часть имеет форму яйца, другая - форму колокола. Днища округлые, небольшие. Орнаменты оригинальные, покрывавшие поверхности целиком: ямки, ромбы, треугольники, отпечатки прямых коротких вдавлений, составляющих группы в шахматном порядке. Орнаменты нанесены тщательно, без спешки и огрехов. Смотришь на эти сосуды и вспоминаешь более поздние, почему-то грубые и неровные, толстостенные славянские. Традицию, что ли, безвозвратно потеряли? Характерной чертой посуды является выделение верха. Он сделан в виде «воротничка»: край резко отогнут наружу, создавая характерный выступ внутри сосуда.
|