asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка



Вы находитесь здесь:Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. ->Православная церковь в Орде и Червленый Яр Воронеж

Православная церковь в Орде и Червленый Яр
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М.

 

Имеются письменные доку­менты, которые противоречат этому мнению. К ним все более обращаются историки, этнографы, археологи. Обратимся к этим документам и мы, ведь они напрямую связаны и с историей острогожского края.

В 1261 г. для обслуживания православных христиан, прожи­вающих в Сарае, основывается отделение русской православной церкви - Сарайская епархия. Сарайского епископа назначал русский митрополит. Первые монгольские ханы прояв­ляли веротерпимость. В Золотой Орде и самой столице уживались и пра­вославные, и католики, и исламисты, и буддисты, и язычники. В 1312 г. хан Узбек провозгласил ислам государственной религией, но и после этого веротерпимость сохранялась, а Сарайская православная епархия про­существовала до конца XV в., до окончательного падения Золотой Орды. Пользуясь покровительством ханов, посланники религий проповедова­ли свою веру, вели разведывательную деятельность в пользу своих госу­дарств, правителей.

При митрополите Максиме (1283-1305 гг.) и Петре (1308-1326 гт.) меж­ду Сарайской и Рязанской епархиями возникает спор о непонятной совре­меннику территории, загадочной земле под названием Червленый Яр. Это славянское слово переводится как «Красный Яр» (красная круча, обрыв).

Спор длился более 50 лет с переменным успехом, пока не закончился в поль­зу Рязани. Кажется странным, что русские священнослужители, представи­тели одной церкви, посланники русского митрополита полстолетия спорят о какой-то земле и что-то делят. Известно, что в этом споре сарайские свя­щенники нарушали указания митрополита, за это они могли лишиться сво­ей должности, сана!

Из грамот митрополитов становится ясным, что спор ведется по вопросу о том, кому население Червленого Яра будет платить «десятину», десятую часть доходов (церковную пошлину) - рязанцам или Сарайской епархии. Нетрудно предугадать заинтересованность ханов в дополнительных дохо­дах, и понятны их попытки «давить» на сарайских священников. Понятно, что и Москва не могла оставить в стороне этот вопрос и проявляла свой ин­терес к действиям ханов и сарайских священников.

Обратимся теперь к содержанию грамот. В 40-е годы XIV в. митро­полит Феогност передает Червленый Яр во владение рязанской епар­хии: «Благословение Феогноста, митрополита всея Руси к детям моим, к баскакам и к сотникам, и к игуменам и попам, и ко всем христианам Червленого Яру, и ко всем городам, по Великую Ворону». Судя по грамо­те митрополита, Червленый Яр - область со значительным населением, проживающим и в городах! Упоминаются баскаки - золотоордынские администраторы высокого социального положения. На Руси они обычно были приставлены по одному на княжество средних размеров. Баскаки следили за порядком во вверенном княжестве, своевременным сбором дани. А в грамоте Феогноста баскаки упомянуты во множественном чис­ле. Видимо, территория Червленого Яра была немалой. В списке упоми­наются игумены - настоятели монастырей. Указывается один из преде­лов Червленого Яра - река Ворона или, как ее тогда называли, Великая Ворона.

Из грамоты Феогноста становится ясна и причина спора - право сбора церковной десятины: «А что будет церковная пошлина и то ему (рязанско­му епископу. - В.Б.) давайте по давнему церковному обычаю».

Митрополит Алексей, сменивший в 1353 г.'умершего Феогноста, выдает новую грамоту рязанскому епископу в ответ на попытки сарайского еписко­па Афанасия установить свое влияние в Червленом Яре: «О там же переделе (область, территория. - В.Б., П.З.), по Великую Ворону возле Хопор по Дону по караулом, церкви, что тот передел, как то пишут грамоты брата мое­го Максима митрополита и Петра, и Феогноста ... и владыка Софоний дал грамоты из уст своих, что ему от тех мест по тем грамотам нельзя всту-патися в тот передел чужий: и явно есть и все ведают, что тот передел не сарайскийно власть рязанская, попы и дьяконы поставляющего владыки и власть дающего». Появились упоминания о Хопре и Доне, которые связы­ваются с границами Червленого Яра. Снова упомянута Великая Ворона. Что же это за Червленый Яр?

Научный интерес к Червленому Яру появился еще в ХГХ в. Воронежские краеведы выясняли, где мог находиться Червленый Яр, что он собой пред­ставлял - город ли, место поселение или реку. К вопросу о загадочной земле подключился историк Д.И. Иловайский (ХГХ в.), а в конце ХГХ в. воронежс­кий краевед Л.Б. Вейнберг. В 1987 г. вышла специальная работа по Червле­ному Яру петербуржца АА. Шенникова, который проверил все известные письменные сообщения о Червленом Яре. В 70-80-е гг. прошлого столетия археологи Воронежа стали находить археологические свидетельства сущес­твования Червленого Яра. Михаил Владимирович Цыбин проанатизиро-вал все имеющиеся к настоящему времени археологические материалы по этому вопросу. Что же в итоге становится ясным?



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта


-->
Яндекс.Метрика