Могильник |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
В полукилометре от городища находится могильник того населения, которое обитало на городище и селище. Никаких внешних признаков могил не было видно, но в древности они существовали, так как ни одна катакомба не наложилась на другую. Следовательно, у создателей могил был видимый план могильника. Погребения были осуществлены в катакомбах. Благодаря прочному материку, ни один свод камеры катакомб не обрушился. Могильник исследован не нолностью, а если судить по его предполагаемой площади, то количество катакомб может составлять до 1000 (Флеров, 1984, с. 144). После совершения погребения камеру заслоняли деревом или каменной плитой, а дромосы засыпали. Археологи, приступившие к изучению могильников салтово-маяцкой культуры, при нахождении скелетов были в недоумении: кости скелетов почему-то разбросаны, потревожены, но погребальный инвентарь никто из грабителей не унес. С.Н. Замятнин, впервые столкнувшийся с этим обрядом, не обратил на него внимания (Флеров, 1984, с. 186), как и другие археологи. Впоследствии выяснилось, что дело не в ограблении, а в своеобразном обряде обезвреживания умерших. При этом обряду подвергались дети и женщины. Мужские скелеты разрушались редко. С.А. Плетнева объясняет обряд особым страхом перед женскими духами -албастами (Плетнева, 1967 с. 83). От скелета в первую очередь отделяли череп, разрушали грудную клетку и лишь потом все остальное. Обряд проводили перед засыпкой шахты катакомбы. С.А. Плетнева объясняет также существование этого обряда общими религиозными представлениями. Возврат на землю умерших был нежелателен, поэтому его старались всячески «обезвредить». Этот обряд распространялся и на животных и на опасные предметы, например, сабли. Поэтому сабли гнули, ломали, а в могилу помещали часть сабли. В этом случае согласно древнейшим представлениям «часть заменяет целое» (вспомним разговор об этом в главе, посвященной раннему железному веку). Обломок сабли на том свете превращается в целый предмет. Эти идеи, вероятно, распространялись и на разрушенные скелеты. Невозможность возвращения в покинутый мир способствовала более быстрому переходу в мир иной (Винников, Плетнева, 1998, с. 205). Только вот почему мужские скелеты разрушались редко, непонятно. Мужчины лежат вытянуто на спине, руки кистями на тазовых костях. Ноги очень часто связывали, о чем свидетельствует перекрещивание ног в пяточной области. Инвентарь небогат и однообразен: железные ножи, поясные металлические пряжки, реже - бусы, кувшины, один раз - сложносоставной лук с костяными накладками, сбруя верхового коня. Из исследованных на 1984 г. 70 катакомб только в одной нашли трехлопастный жетезный наконечник стрелы (Флеров, 1984, с. 160). В отличие от мужчин, женщины погребались скорченно на боку. При этом такое положение женщины сохранялось и при совместном погребении с мужчиной и в одиночных женских могилах. Инвентарь: бусы, серьги, перстни, зеркала, пряжки, железные ножи, в единичных случаях - кувшины. Неподалеку от могил производилась тризна. От нее сохраняются кости животных, битая посуда. Как и на городище, на могильнике были получены те же даты существования комплекса памятников салтово-маяцкой культуры у с. Дивногорье -вторая половина VIII - первая половина X в.
|