Финал будинов и гелонов...ЧТО сталось с племенами скифского времени на Среднем Дону? |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
Куда подевались в начале III в. до н.э. их поселения и почему перестали пополняться курганные могильники? К началу III в. до н.э. жизнь на Среднем Дону замирает. Исчезновение населения во всей лесостепи происходило одновременно с исчезновением степного населения. Сегодня археологам удалось установить, что и там, с начала III в. до н.э. пропадают скифские погребения. Пустеет и все лесостепное Поднепровье, где исчезают скифские захоронения. После господства скифов и родственных им племен скифского времени сначала в степной зоне, а затем и в лесостепи появляются погребения новых кочевников - сарматов. Римские историки не жалели страниц для описания новых кочевников, которые теперь после скифов стали грозной варварской силой степи. Понятно, что исчезновение Скифии археологи связывали с нашествием сарматов, которые уничтожили Скифию. Вопрос только остался открытым - как? Как и за счет чего сарматам удалось уничтожить победителей Дария? Странно то, что о нашествии сарматов молчат письменные источники. Такое событие и без внимания историков, военных... Со временем изучение этого вопроса привело археологов к уточнению некоторых данных хронологии. Между временем исчезновения последних скифских погребений и временем появления первых сарматов обнаружился разрыв в 150 лет (первые сарматские погребения в степи появляются только в середине II в. до н.э.). «Вина» сарматов была снята. Стали искать причины крушения Скифии в климатических изменениях, которые произошли в И в. до н.э. Наступило время засушливости климата, неблагоприятно сказавшееся на развитии земледелия и скотоводства. Однако странным является тот факт, что лесостепь с ее куда более благоприятными условиями стал непригодна даже для скотоводства! Есть попытки объяснить исчезновение Скифии экологическими причинами - развитием кочевого скотоводства. Расширение пастбищ не могло происходить бесконечно. Рано или поздно начинает ощущаться их недостаток, а это приводит к интенсивному использованию имеющихся пастбищ. Результат - травы «не успевают» за ростом численности скота, который буквально вытаптывает пастбища, истребляет их. Отсюда - кризис хозяйства, сокращение населения. А.П. Медведев предлагает искать причины гибели Скифии в политических событиях, которые произошюи в конце IV - начале III в. до н.э. (Медведев, 1999, с. 145-152). В настоящее время в Донской и Днепровской лесостепи, на Дону и на р. Ворскла известно два городища - Семилукское на Дону и Коломакское на Ворскле, где археологические раскопки засвидетельствовали следы больших разрушений и гибели людей. Так, на Семилукском городище обнаружено около сотни жителей укрепленного поселка, по-видимому, убитых в ходе взятия городища противником. Такая же картина наблюдается и на Коломакском городище в Поднепровье. Время событий - конец IV - начало III в. до н.э. Имеются следы пожаров и разрушений этого времени и на некоторых других городищах лесостепи. Такая же картина отмечена на поселениях Северного Причерноморья, где обнаружены следы пожарищ, гибели населения в начале III в. до н.э. Кто же осуществил это нападение, если не сарматы? Некоторые данные позволяют приблизиться к пониманию того, кто стал виновником гибели могущественной Скифии. В самых поздних среднедонских курганах скифского времени появляются незнакомые ранее местному населению предметы вооружения. Среди них - железные мечи, характерные для кочевого населения Нижнего Дона. Два таких меча найдены в одном из курганов у с. Дуровка (ныне - Вербное) в Белгородской области А.И. Пузиковой. У г. Павловска найдено разрушенное погребение с каменным жертвенником - типичным предметом савроматов. Ю.П. Матвеев и М.В. Цыбин при раскопках одного из курганов у с. Лосево в Павловском районе нашли типичный савроматский горшок и кусок мела - савроматско-сарматский признак. И на территории Острогожского района, у хут. Аверино тоже обнаружены свидетельства нового вторгшегося населения. Обратимся к ним. Неподалеку от хуторов Аверино и Мостище, в 1,5 км от них, Л .М. Савелов обозначил на карте тогдашнего Коротоякского уезда курган. Позднее было установлено, что курган не являлся одиночным и что их насчитывалось пять, четыре из которых были полностью распаханы. Самый же высокий курган достигал высоты 3 м. В 1979 г. значительная часть насыпи кургана уничтожена выборкой земли для хозяйственных нужд. В ходе этих работ у края кургана тракторист обнаружил два медных котла. Оба они были переданы в Острогожский краеведческий музей, где и находятся сегодня. В 1991 г. курган был осмотрен нами. Его высота равнялась только 1 м, насыпь сильно распахана и растаскана при распашке. Она имела овальные очертания и примерные размеры 60 х 72 м. На ее поверхности встречал кости животных, фрагменты керамики эпохи бронзы и скифского времен. В 1993 и 1995 гг. курган был исследован отрядом археологической экспедиции Воронежского педуниверситета (Синюк, Березуцкий, 2001). При раскопках в насыпи постоянно встречались обработанные камни кости животных, керамика эпохи бронзы, скифского времени, в том числе и обломки амфор, а также керамика эпохи средневековья. Всего было найдено 175 фрагментов лепных сосудов скифского времени (четыре фрагмента стенок амфор, несколько фрагментов керамики эпохи бронзы, полтора десятка эпохи средневековья) и столько же обработанных камней, три десятка костей животных. Уже в ходе раскопок встал вопрос о том, каким образом эти находки попали в насыпь кургана? Ведь рядом с курганом никаких находок не было найдено. Единственным объяснением может служить тот факт, что неподалеку от кургана, всего в полукилометре, находятся стоянки эпохи бронзы, на которых имеется и керамика скифского времени. Устроители кургана, следовательно, брали грунт для кургана не рядом, как это делалось в эпоху бронзы, а с поселений. Подобная традиция существовала в скифское время. Ее смысл не понятен, так как письменных объяснений такой традиции не найдено. Но каким образом керамика эпохи средневековья попала в насыпь, непонятно. Погребений этого времени в кургане не обнаружено. Возможно, она оказалась здесь вместе с вывезенным когда-то перегноем с фермы. Не исключены и какие-то другие варианты. Например, в кургане бало погребение эпохи средневековья, но при выборке земли или при распашке оно было разрушено (вспомним, что курган ранее имел высоту не 1, а до 3 м). В центре кургана найдены остатки могилы, когда-то ограбленной. Это была яма с длинным входом-дромосом. В могиле - следы огня: сожженная по краям солома, в центре - прокаленная докрасна на пола могилы. В заполнении постоянно встречались древесные угли. По краям могилы лежали остатки сгоревших жердей толщиной 5-7 см, которые судя по их радиальному расположению, стояли шатром над прокаленным участком. Рядом с могилой обнаружены остатки двух деревянных столбов. Видимо, они служили для коновязи (привязывания жертвенных коней). Находок в погребении мало, и они маловыразительны- железный гвоздик, коррозированное железо, медная пластинка да фрагменты железных скоб. И пластина, и скобы были найдены среди костей жертвенного животного- жеребенка или теленка. Жертвоприношение находилось неподалеку от могилы, а кости лежали не в анатомическом порядке. Примечательно, что в самой могиле найден явно обработанный кусок мела овальной формы - типичный признак савромато-сарматских погребений. Стало ясно, что котлы из кургана принадлежат погребенному. Котлы и обычны и необычны одновременно. Оба изготовлены из листовой меди толщиной 1,5 мм. Котлы в скифское и более позднее время- показатель высокого социального статуса погребенного. Находки эти содержат и информацию по хронологии и этнокультурной принадлежности умершего. Большой котел типичен для скифских котлов второй половины V- IV вв. до н.э. Малый котел для скифов не характерен, зато по форме он близок к котлам ранних сарматов. Оба котла нетипичны для среднедонских погребений и выглядят инородными. Они значительно отличаются по форме и другим особенностям от котлов населения среднедонской культуры. Причем, судя по по времени появления погребения с котлами (вероятнее всего это конец IV - начало III в. до н.э.,принимая во внимание дату малого котла), это как раз и был период окончания жизни на среднедонских городищах, прекращения пополнения курганов. Видимо, не случайно курган появился рядом с двумя ключевыми городищами Мостищенский и Аверинским. Новый народ утверждал и таким образом свое господство на гелоно-будинской земле. Таким образом, гибель Скифии скорее всего связана с вторжением на территорию новой волны кочевников, но не сарматов, а савроматов или сирматов римских авторов. Это были кочевники, кочевавшие на Кубани и Нижнем Дону, а затем по каким-то причинам вторгшиеся на территорию Скифии и разорившие ее дотла. Видимо, о них единственную информацию об уничтожении Скифии написал историк Диодор: «Эти последние (савроматы. - В.Д., П.З.) много лет спустя, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Но остается неразрешимой загадкой вопрос: почему победители Дария, кочевники, наводившие страх и ужас на окружиющие народы, так быстро исчезли с исторической арены, будто и не было у них былого могущества и воинской силы? Что так способствовало краху Великой Скифии и их союзников, что от их сопротивления ничего не осталось в истории, кроме краткого упоминания Диодора? Вопросы, вопросы, вопросы, на которые нет пока ответов... Некоторыми исследователями выдвигались предположения о природно-климатических изменениях, которые и привели к кризису кочевого общества скифов, ослаблению его мощи. Действительно, в период краха Скифии отмечены неблагоприятные климатические условия для веяния кочевого хозяйства (Полин, 1984, с. 24-34). Кроме того, ссылаются на истощение пастбищ, которые нещадно эксплуатировались (Гаврилюк, 1989 с. 24). Но, как показывают археологические данные, жизнь скифского общества затухала постепенно, что должно было бы иметь место в этом случае. Она прекратилась сразу, вдруг. Интересно, что скифы не были в этом списке «исчезающих» первыми (вспомним киммерийцев, которых сменили скифы). Вся история кочевников показывает нам нечто вроде «закона степей», когда периодически, время от времени с востока на запад движутся новые кочевые объединения. При этом восточные кочевники оказываются более организованными в военном отношении и покоряют или уничтожают своих западных противников (Мачинский, 1989, с. 21). Военные столкновения в степи, войны за утверждение господства новых хозяев не могли не сказаться на тех племенах, которые обитали в лесостепи. Рвутся прежние связи и договоры, в лесостепи появляются новые хозяева степи. Погибли или влились в союз пришельцев знать и воины, те, кто создавал курганы и городища. *** На ветру развевается легкий плащ, под которым ярко светит чешуйчатая броня и широкий пояс... Всадник проподнялся в седле и, приложив ладонь к глазам, прищурившись, пристально всматривается в другой берег Танаиса... Там за дубравой дым, через который прорываются все сильнее языки пламени -Нет, Нибур, скифы неудержали и нам неудержать этой земли.... -Боги прогневались на нас, Аристан, боги не приняли жертвы... Что будет с нами... Всадник на белом коне и в броне задумчиво смотрит в ту же сторону. Вот на другом берегу замаячили всадники в необычно ярких одеждах. Арканами повязаны пленники, шум и крики о помощи... - Все, Нибур, собирай людей, может, еще удасться уйти в леса и передать это безумство... Небольшая горстка раненых бойцов на конях собралась около вождей, звучала короткая команда, и конница понеслась по выскокому берегу реки мимо сгоревшего дотла городка-торжища и мимо когда-то охраняемых святынь - могил предков. Вперед, подальше от этого испепеляющего нашествия... На догорающие угли осела пыль из-под копыт коней... Одна эпоха скрылась во мраке времени. На смену ей на взмыленном коне с длинным копьем и в шлеме с развевающимся конским волосом явился новый народ...
|