Мифы и звериный стиль |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
Есть и иное мнение о происхождении звериного стиля. Его можно назвать «мифологической теорией». Мифологический подход разрабатывали многие исследователи, в частности Д.С. Раевский. Сущность взгляда сторонников этого подхода заключается в попытках увязать образы животных и птиц с мифами об устройстве космоса, которые существовали у создателей звериного стиля (Раевский, 1985). Согласно этому взгляду мир зверей и птиц можно без труда разделить на группы. Первая группа - хищники. К ним относятся различные звери кошачьей породы (волки, пантеры, львы). Хищники в глазах древних несли смерть, они поэтому отображали подземный, потустронний мир. Копытные животные - мирные. Они имеют рога, которые растут как деревья. Раз в год они отпадают, что согласуется с представлениями древних о природном круговороте. Часто рога оленей неестественно большие, уподобляемые дереву. Копытные отражают мир живых, ныне существующий мир. Птицы, в особенности орлы, летают высоко в небесах, отражая верхний мир, мир богов. Трехступенчатая вертикальная схема устройства мира характерна для взглядов и предыдущего времени - бронзового века (см. главу об эпохе бронзы). Таким образом, скифский звериный стиль - система, предназначенная для описания мироустройства. В этой схеме особое место занимает кабан. Он, с одной стороны, копытное животное и близок к ланям, оленям, лосям, баранам, козлам. С другой стороны, кабан - хищник. Он всегда опасен, может напасть на человека, ест разную пишу, не разбирая. Такое поведение кабана давно привело к осторожному отношению к нему. Он как бы «застрял» между двух миров, потому являлся «нечистым» животным. Не потому, что любит поваляться в луже, а именно потому, что у него, как говорят, двойсгвенная природа «травоядно-хищная» (Переводчикова, 1994, с. 46-48). Такое положение кабана привело к тому, что уже в эпоху бронзы на Южном Урале на него почти не охотились, а мясо свиней не употребляли в пищу. Очень мало костей свиньи, кабана и на поселениях бронзового века Среднего Дона. А мусульманский мир его вообще не переносит. Именно из-за своей двойственной природы кабан являлся часто проводником в царство мертвых. Такая роль отводилась не только ему. Трехуровневая система должна находить соответствия в изображениях, если птицы - верхний мир, то и изображаться они должны выше копытных, а тем более хищников. Как оказалось на деле, не так все просто. Часто олени изображались на самом верху, головы львов над птицами. И такие случаи достаточно многочисленны. Мифологический взгляд дает сбой. |