Где стоял город Гелон? |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
В земле будинов, по Геродоту, живут также гелоны, отличающиеся от будинов всем - языком, образом жизни. Будины - кочевники, гелоны - земледельцы, которые едят хлеб и занимаются садоводством. В землях будинов находится самый удивительный, единственный в пределах скифского квадрата город Гелон: «В их области выстроен деревянный город; название этого города - Гелон. Длина стены с каждой стороны - 30 стадиев; она высокая и целиком из дерева; и дома у них деревянные, и храмы. Там есть храмы эллинских богов, украшенные по-эллински деревянными статуями, алтарями. .. И каждые три года они устраивают празднества в честь Диониса (покровитель виноделия. - В.Б., П.З.) и впадают в вакхическое исступление». Вакх - то же, что и Дионис, сын Зевса, который был у греков богом растительности, виноградарства и виноделия. Гермес учил всех виноделию и совершал чудеса, являясь то в образе быка, козла, то льва, пантеры. Во время праздников Диониса сопровождали женщины, которые шли в венках и были одеты в шкуры животных. Шествие было шумным. Женщин называли вакханками, т.е. спутницами Гермеса-Вакха (слово Вакх негреческого происхождения, попавшее в греческий язык как обозначение Диониса, но откуда - непонятно). Шествия превращались в настоящие попоища и приводили участников в «вакхические исступления». В Греции, где виноделие играло огромную роль в жизни греков, культ Гермеса стал настоящей религией. Указание Геродота о типично греческом культе в Гелоне, показывает греческое происхождение гелонов. Загадку Гелона пытались решить многие. Так, П.Д. Либеров, считавший археологические памятники скифского времени Среднего Дона будино-гелонскими, отождествил Гелон с городищами у с. Волошино в острогожском крае. Там экспедиция Петра Дмитриевича обнаружила шесть городищ, каждое из которых было окружено укреплениями - валами и рвами. Но все они имели еще один общий вал. Его точное расположение осталось не ясным, но это не помешало П.Д. Либерову указать на возможный Гелон (Либеров, 1969). Со временем это предположение было опровергнуто. Оказалось, что большинство городищ у с. Волошино не имеет культурного слоя, а там, где он имеется, находки относятся ко времени не ранее IV в. до н.э., т.е. к тому времени, когда Гелон уже должен был существовать, а Волошинские городища еще нет. Общий вал оказался частью укреплений против татар и датировался XVII в. Ни одно городище на Среднем Дону по сегодняшний день не вписывается в описание Геродота. Оно должно иметь культурный слой, который должен относиться ко времени раньше, чем середина V в. до н.э.т.е. ко времени, когда о Гелоне писал историк, иметь длину стены в пределах 30 стадиев (примерно 25 км!). В последние десятилетия все больше исследователей, в особенности на Украине, считает, что под городом Гелоном следует понимать огромное по размерам городище у с. Бельск в Левобережье Днепра на Украине (Вельское городище). Выходят научные статьи и книги с соответствующими названиями, например, книга известного украинского археолога Б.А. Шрамко «Вельское городище скифской эпохи (город Гелон)» (1987). Вельское городище единственное, которое по своим размерам сходится с данными Геродота. Городище однозначно существовало во времена Геродота и еще раньше. На нем обнаружены и жилища, и мастерские, и следы активной жизни населения. Все бы хорошо, но... Если Вельское городище- остатки города Гелона, то тогда и земли будинов следует протянуть от Среднего Дона до Левобережного Поднепровья. Но тогда нарушается вся система расселения других племен по Геродоту, и вместо них - одни будины. Да и форма городища треугольная, а не квадратная. Нет каких-либо остатков храмов, скульптур. Вместо статуй античных богов - мелкие скульптурки из глины, менее всего напоминающие античные божества. И их делали гелоны... Может, Геродот что-то напутал? Не исключено. Сам он в Гелоне не был, а его информаторы могли предоставить и неверную информацию. Но вероятнее всего, дело в другом. |