asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка




Погребальный обряд
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М.

 

Кочевое население предскифского времени хоронило своих умерших сородичей в курганах, как и племена бронзового века. Но использовались для этой цели чаще всего не насыпи, созданные самими кочевниками, а насыпи предыдущего времени - эпохи бронзы. Причем, впускные погре­бения устраивали и в небольших насыпях и в самых высоких. Известны немногочисленные грунтовые погребения, т.е. без устройства курганной насыпи.

Умершего укладывали в яму овальной, но ча ще прямоугольной формы. Иногда применяли для облицовки стен и перекрытий дерево и камень. Из­вестны конструкции из деревянных срубов.

Религиозная основа погребального обряда предскифского времени древняя. Она корнями уходит в общие и очень древние представления о продолжении жизни в мире ином, необходимых предметах для путешест­вия туда. Для этого в могилы клали различные дары (умершему и богам), устраивались тризны - поминки.

Несмотря на это общее религиозное единество взглядов, в предскиф­ское время увеличивается отражение в погребальном обряде роли кон­ного воина. В могилах - принадлежности вооружения, конской упряжи, что резко отличает погребения бронзового взека от начала железного. Кочевники степи теперь не представляли себе жизнь без коня. Они передвигались на нем верхом при перекочевках и в боевых походах. Он был для них священным жертвенным животным.. Историки отмечают, что роль основного религиозного и жертвенного животного занимало то, ко­торое играло главную хозяйственную роль. Роль коня у кочевников была огромной еще и потому, что при зимнем выпасе скота при значитель­ном снеговом покрове без коня просто не обойтись. Древние кочевники и сравнительно недавнего времени - XVI-XVII вв. действовали при этом так: сначала выпускали на пастбище табуны /лошадей. Кони разгребали копытами глубокий снег и давали возможности добывать корм следовав­шим за ними овцам, козам. Эта система, так называемая тебеневка, спа­сала кочевников в суровые зимы.

Начало железного века привело к значительным изменениям в погре­бальном обряде и вместо скорченного положения умершего в бронзовом веке появляется вытянутое на спине положение погребенного с вытяну­тыми вдоль тела руками. Обычная ориентировзка - головой на запад. При этом погребенный оказывается повернутым лицом на восток. Что означа­ло вытянутое положение умершего? Ведь оно прямо противоположно скорченному. Наиболее вероятной причиной положения умершего на спине является идея прямостояния - победы жизни над смертью. Эти идеи были известны давно, но воплотились в жизнь повсеместно в раннем железном веке (до эпохи бронзы, в неолите и энеолите умерших хоронили тоже вы­тянуто на спине). Такая же поза отмечена и для некоторых немногочис­ленных погребений более древней эпохи - верхнего палеолита. В одном из гимнов Ригведы есть такие строки, обращенные к богине Ушастой, которая воскрешает мертвых:

Когда занимается заря, заставляющая живого встать прямо,

Какого мертвого она разбудит?

Вставайте, пришел к нам дух жизни.

Конечно, между арийскими племенами и киммерийцами-дистанция огромных размеров. Еще большая она от охотников на мамонтов до ран­него железного века. Но, думается, идеи эти были всем хорошо знакомы в различных усложненных или простых вариациях как в каменном веке, так и в железном. Вспомним, что и христианин тоже должен подняться из гро­ба во время Второго Пришествия Христа. Как подходит гимн из Ригведы, обратите внимание!

В предскифское время, с переходом от скорченного положения умер­шего к вытянутому, изменяются основы всего мировоззрения, всех взгля­дов человека на окружающий мир. Археологи могут только по археоло­гическим признакам это утверждать. Но представим себе, что могло это означать в реальной жизни тех племен! Отказ от устоявшихся ценностей жизни, отказ от прежних богов, религиозных установок жрецов, новые об­ряды, другие жрецы, мифы, взгляды на себя и других...

Переход от скорченного положения умершего к вытянутому, судя по погребениям предскифского периода, не был быстрым, как не могут вмиг помениться все взгляды человека, а тем более племен! Археологи, раскапывая курганы и находя в них погребения предскифского времени, обратили внимание: одни умершие лежат вытянуто на спине, а другие скорченно. Причем есть погребения, в которых скелеты скорчены так же» как и в эпоху поздней бронзы (т.е. «сильная степень скорченности»). Есть погребения, где скелеты скорчены слабо («слабая степень скорченности»).У археологов возникла идея о постепенном отмирании обычая хоронить скорченно. Возникли на этой основе хронологические построения: наибо­лее ранние погребения имеют сильную скорченность, наиболее поздние -вытянуты на спине, а между ними - слабо скорченные. Началось разделе­ние погребального инвентаря. Потребовалось время, чтобы понять, что в реальности все оказалось куда сложнее: многие вытянутые «поздние» ске­леты имели при себе ранние предметы, обнаруженные в могилах с сильно скорченными скелетами. А многие скорченные скелеты имели при себе предметы поздние, характерные для погребений с вытянутым положени­до скелета. Стало ясно, что направление в изменении положения умер­шего от скорченного к вытянутому установлено верно, но считать каждое погребение ранним или поздним только по положению скелета нельзя.

В погребениях предскифского периода часто находят следы примене­ния огня. Эта черта не являлась обязательной для всех, но в каких-то отде­льных, особых случаях применялся огонь. Сжигали либо всю деревянную конструкцию в могиле, либо устраивали огонь в отдельных ее местах.



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта


-->
Яндекс.Метрика