Что говорят о киммерийцах археологические источники? |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
В.А. Городцов в 20-е гг. прошлого столетия впервые согласовал письменные сообщения о киммерийцах и археологические данные. Ему принадлежит заслуга в выделении «киммерийской культуры». В 50-е гт. А.Д. Иессен дал подробную характеристику предскифских памятников, которая основывалась на анализе бронзовых принадлежностей конской упряжи. В 70-е гт. полную характеристику киммерийской культуры дал А.И. Тереножкин в «настольной книге» исследователя киммерийской культуры - «Киммерийцы». Эта тема продолжает изучаться в трудах нынешних археологов киммерийской культуры. Изучение письменных документов показывало исследователям, что киммерийцы - коренные жители Северного Причерноморья и, видимо, жили там еще в эпоху бронзового века. Поэтому им и приписывали то катакомбную, то срубную культуры. Сторонники теории о пришлой киммерийской культуре указывают, в частности, на каменные стелы - каменные изваяния, изображавшие воинов. Эти предметы искусства не известны в местной традиции бронзового века, но хорошо известны на восточных территориях - в Сибири, Центральной Азии, откуда и предполагается миграция кочевников. Некоторые предметы погребального инвентаря - ножи, зеркала имеют не местное, а восточное происхождение (о подобных находках у с. Мастюгино мы поговорим чуть позже). С другой стороны, известны «киммерийские» погребения, в которых обнаруживают типичные для срубной культуры горшки, что является доказательством участия в киммерийской культуре местных племен позднего бронзового века. Они с изменением природно-климатических условий потеряли свои основы хозяйства, культуры. Кризис культур позднего бронзового века способствовал быстрому «поглощению» их организованными и воинственными кочевниками степи. Киммерийское время современные исследователи датируют IX - серединой VII в. до н.э., когда новая волна кочевников-скифов появляется в Северном Причерноморье. Хотя существуют среди специалистов разногласия по вопросу о времени начала их истории и финале. Вопрос о том, кого считать киммерийцем, для археолога не так прост. Это яркий пример, читатель, как трудно, а часто и совершенно невозможно, историческую информацию согласовать с археологической и наоборот. Ведь на самих археологических находках не написано, что они киммерийские. А в сообщениях о киммерийцах не сказано об их обрядах, оружии, конструкции могил. Поэтому погребения, которые уже не являются погребениями бронзового века, но еще не принадлежат скифским племенам, многие исследователи называют осторожно - «погребения предскифского времени». Это будет правильнее, чем называть все погребения IX-VII в.в. до н.э. «киммерийскими». Как мы увидим позже, эти погребения не такие уж одинаковые и отличаются не только обрядами, но предметами вооружения, конской упряжи. Что характеризует «предскифское время»? Каков был погребальный обряд и материальная культура того времени? Что изменилось по сравнению с обрядами и материальной культурой бронзового века? |