asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка




Что в имени твоем?
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М.

 

Происхождение имени «киммерийцы» до конца не ясно. Самоназвание этого народа «гимирри» («гамирри») встречается в клинописных табличах Востока (отсюда - греческий вариант «киммерийцы»). Его выводят из финикийского слова «темный», от греческого слова «зимние». Есть попытки вывести его происхождение с фракийского и хеттского языков (Махортых, 2003, с. 25). Наиболее доказательно выглядит объяснение происхож­дения сл0ва из древнеиранского языка как «подвижный (конный) отряд». Возможно, что происхождение слова «киммерийцы» было связано не с этническим самоназванием, а с особыми подразделениями в военной организации кочевников (Дьяконов, 1981). Последняя точка зрения тоже не бесспорна. А.И. Иванчик обращает внимание и на то, что сохранившиеся всего три имени киммерийских царей не дают однозначной информации о происхождении народа. Теушпа, возможно, является иранским словом, но не исключено его иное неиранское происхождение. Тугдаме, скорее всего, имеет малоазийское происхождение и менее всего, возможно, иранское. Сандакшатпру тоже непонятно: оно истолковывается как слово анатолийского происхождения (неиранские народы, населявшие территорию современной Турции), хотя и, возможно, с влиянием иранского языка (Иванчик, 2001 с. 15). Таким образом. По А.И. Иванчику ни одно из трех имен не выво­дится из иранского языка, а два последних имени связаны, скорее всего с Анатолией. Заметим, что эти три имени царские. А правящая верхушка не обязательно должна отражать весь этнос. А.И. Иванчик, в част­ности по этому вопросу пишет о возможных связях правящей верхушки киммерийцев с анатолийскими правящими династиями (Иванчик. 2001 с. 15).

Первые письменные упоминания о киммерийцах относятся к концу II тыс. до н.э. - времени творчества греческого поэта Гомера. В «Одиссее» Гомер сообщает впервые об этом народе и о земле киммерийцев, которая находится у «крайних границ обитаемого мара», у входа в подземное царс­тво Аида. Герой Одиссей проник, будучи в Колхиде (территория современ­ной Грузии), в эту таинственную и неизвестную местность и дал описание страны киммерийцев: «Закатилось солнце и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область лю­дей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами - ни тогда, когда восходит на звезд­ное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными».

Уже древние авторы подвергли критике подобные сообщения. Географ Страбон (63 г. до н.э. - 23 г. н.э.) писал по поводу гомеровской инфор­мации: «Гомер смешивал мифический элемент с действительными собы­тиями, придавая своему стилю приятность и красоту. Однако нанизы­вать пустые небылицы на какую-то совершенно ложную основу - это не гомеровский прием творчества. На основании реальных сведений о том, что киммерийцы жили у Киммерийского Боспора, в мрачной северной об­ласти, Гомер соответственно перенес их в мрачную область по соседству с Аидом, подходящую местность для мифических рассказов о странствиях Одиссея».

В другом сочинении, приписываемом Гомеру - Илиаде, говорится об «удивительных доильщиках кобылиц - млекоедах, бедных и справедливейших из смертных». Правда, здесь нет упоминания о том, что эта харак­теристика относится к киммерийцам. Гомер пишет лишь о каких-то ко­чевниках, ведущих странный образ жизни. Историки отмечают, что греки обязательно писали о том, что вызывало у них удивление, о том, чего не было у них самих. В данном случае равенство, братство, справедливость (видимо, вопросы своей жизни эти племена решали на общенародных собраниях) - важнейшие черты первобытнообщинных отношений.

Греческий поэт Каллин Эфесский писал в VII в. до н.э.: «Ныне ж орда киммерийцев ужасных... наступает». Каллин писал о бурных событиях, происходивших в Малой Азии, - о захвате киммерийцами города Сарды -столицы малоазийского государства Лидии VII-VI вв. до н.э.

О киммерийцах более точно знал и писал древнегреческий историк Ге­родот (середина V в. до н.э.), который хотя и не застал киммерийцев, но указал на «Киммерийские переправы», «Киммерийские стены», «Кимме­рийский Боспор». Эту информацию он получил от причерноморских гре­ков и скифов.

Первые известия о киммерийцах сохранились и в клинописных таб­личках стран Востока. Все они говорят о народе «гамирра», «гимирри» который стал вторгаться сначала на северные границы Урарту, потом в Ассирию и Малую Азию. Киммерийцы разбили войска урартского царя Русы I, ходившего походом против них. При этом против киммерийцев были собраны почти все имеющиеся войска Урарту из 13 областей. Ким­мерийцы сокрушили это войско, взяли в плен начальников двух областей, а остальные отступили. Руса I предпочел спрятаться за мощными укреп­лениями столицы. Царь Ассирии Саргон II погиб в бою с киммерийцами в 705 г. до н.э.

С приходом во второй половине VII в. до н.э. в степи Северного При­черноморья и на Кавказ скифских племен киммерийцы ушли через Кавказ вдоль восточного побережья Черного моря и обосновались на южном бе­регу Черного моря. Позднее на этом месте возник греческий город Сино-па. Но киммерийцы не прекратили набеги.

В 679-678 гг. до н.э. киммерийцы во главе с царем Теушпой были раз­биты ассирийским царем Асархаддоном. Царь киммерийцев Лигдамис (в ассирийских источниках он назван Тугдаме) в 654 г. до н.э. разгромил Царя Лидии Гига. В 50-е гг. VII в. до н.э. ассирийский царь Ашшурбанипал приходит на помощь Лидии. Он посылает скифское войско, которое поя­вилось уже на Востоке, против киммерийцев. Возглавлял скифов их «царь» Мадий. Скифы разгромили киммерийцев, которых возглавляли Лигдамис и его сын Сандакшатру. Оба они вскоре погибли в военных столкновениях (Махортых, 2003, с. 25-26).

Известия о воинственных кочевниках исчезают только в конце VII в. до н.э. после разгрома их новым лидийским царем Алиатом. Их судьба после этого проявляется в источниках столь же туманно, как и гомеровское опи­сание страны киммерийцев...

Большинство исследователей, несмотря на спорные лингвистические Расшифровки имени киммерийских царей, считают самих киммерийцев древними иранцами (Тереножкин, 1976; Иванчик, 2001; Махортых, 2003 )




 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта
Яндекс.Метрика