asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка

Глубокая заморозка продукты-замороженные.рф.

Вы находитесь здесь:Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. ->Срубная культура на Среднем Дону Воронеж

Срубная культура на Среднем Дону
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М.

 

Погребения срубной культуры в острогожс­ком крае были обнаружены при раскопках кур­ганов скифского времени. Так, А.И. Пузикова, исследуя в 1959 г. курганы у с. Русская Тростян­ка, обнаружила в кургане 2 восемь погребений срубной культуры, а также шесть глиняных со­судов в насыпи (вероятно тризна).

 

75

76

Среди сосудов и банки (сосуды с невыде­ленным верхом), и горшки (сосуды с выделен­ным верхом). Посуда сделана вручную и гру­бо. В общем-то эта грубость формы срубной посуды- характерная черта культуры. Веро­ятно, создание «красивой» и качественной по­суды просто не полагалось, это не было обязательным требованием для гончаров. О том, что они умели делать не только кривые, кое-как слепленные горшки, но и правильной формы посуду с правильными геометричскими формами свидетельствуют другие горшки этой культуры. В одном из погребений срубной культуры, которое обнаружил и исследовал П.Д. Либеров у с. Мастю­гино, был найден такой «правильный» горшок. Он имеет в верхней трети сво­ей высоты острое ребро, откуда получил название «острореберный». Заме­чено, что острореберные горшки богато орнаментированы, качественно сделаны. Вероятно, полагались для особых каких-то случаев.

76

В 1999 г. при раскопках одного из курганов у с. Терновое было исследо­вано несколько погребений срубной культуры (Гей, 2001). Умершие лежали скорченно на левом боку головой на север и северо-восток. Умерших сопро­вождали лепные глиняные сосуды, а у одного умершего, женщины 40-50 лет, у черепа нашли бронзовые височные подвески (височные, потому, что висели у виска).

Впервые сосуды срубной культуры были обнаружены В.Н. Тевяшовым при исследовании курганов у слободы Владимировка, бывшего Острогож­ского уезда.

Поселения срубной культуры тянутся цепочкой по берегам рек Девица, Потудань, Тихая Сосна на всем их протяжении. В обвалах берега реки часто можно найти куски лепных горшков с характерными для срубников форма­ми и орнаментом.

Наиболее распространенной точкой зрения о происхождении срубной культуры на Дону является мнение о ее пришлом характере. Указывается восточное направление - Нижнее Поволжье. Оттуда, с востока, из-за Вол­ги происходило движение племен на запад. Оттуда срубники попали и на территорию лесостепного Дона. Согласно этой точке зрения срубная куль­тура не вырастает из абашевской в результате ее постепенного развития-Об этом свидетельствуют основные археологические факты. Так, выяснено, что в одно и то же время срубники и абашевцы жили на разных территори ях обитания, что исключает возможность перерастания абашевцев в своих преемников. Проникновение срубных племен в зону обитания абашевцев привело к появлению погребений, в которых смешались две культуры -абашевская и срубная, но из этого смешения нельзя сделать вывод о постепенном перерастании одних традиций в другие. Так, например, если в могиле скелет лежит скорченно на левом боку с руками у лица (срубная традиция в обряде), а рядом с погребенным находятся типичный абашевский колоколовидный сосуд с примесью раковины и срубный сосуд в виде банки без примеси  раковины в глине, то на лицо смешение традиций разных культур. Но из этих фактов не видно постепенного перерастания одной традиции в другую как в обряде, так и керамике.

Такого взгляда на происхождение срубных племен в донской лесостепи идерживается, в частности, А.Т.Синюк (Синюк, 1996). Появление раннесрубных традиций на Среднем Дону он связывает с проникновением сюда племен покровско-абашевской культуры из Южного Урала. Есть мнение, что раннесрубная (покровская) культура и срубная - не одно и то же. Что покровская культура - самостоятельное образование, со своими традици­ями в создании погребений (срубы например), гончарными традициями, другие (Малов, 1992).

Вместе тем существуют и другие взгляды на этот вопрос. Так, А.Д. Пря­хин, Ю.П. Матвеев признают не только охарактеризованное выше смеше­ние традиций, но и не меньшую роль отводят процессу постепенного пере­растания абашевцев в срубников. По их схеме, развитие этого явления шло по пути постепенной потери абашевцами своих черт в обряде и инвентаре: абашевцы- абашево-срубники- срубно-абашевцы- срубники (Пряхин, Матвеев, 1988). Как в действительности происходили события в древности позднего бронзового века, еще предстоит выяснить.



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта
Яндекс.Метрика