asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка



Вы находитесь здесь:Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. ->Топор как разрушитель и... созидатель Воронеж

Топор как разрушитель и... созидатель
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М.

 

70В кургане у с. Девица найден каменный топор. При слове «топор» у нас в голове сразу появляется мысль: топор, значит, рубить. Да, нынешним топо­ром можно рубить и нужно рубить, потому что он только для этого и пред­назначен. Но еще раз напомним: нынешние представления о предметах не соответствуют тому представлению, которое имелось в древности. И топор в древнем обществе это не только рубящее орудие. В погребении он выпол­нял совсем другую роль. Это легко заметить по большинству топоров, кото­рые находят в могилах: они тупые и для рубки чего-то не предназначены. А если даже он и острый, на нем не встречаются следы использования. Может, прос­то новый? Может, и так. Но вероятнее всего другое. Попробуем рассмотреть информацию о значении то­пора в обряде бронзового века.

Прежде всего следует отметить, что оружие, ь торому причисляют и каменные топоры, в древних обществах имело двойное предназначение. С одной стороны, оно разрушитель, а с другой - созидатель. Вспомним в качестве простого примера, как Индра убил Вритру. Но от этой смерти чудовища, осуществленной при помощи оружия, и освободились воды, жизнь была продолжена! Таким образом, оружие здесь (загадочная арийская ваджра, под которой  чаще всего понимают каменную булаву) и разрушитель, и созидатель. Имеются примеры из этнографии, когда оружие предстает как средство переселения в мир иной, перерождение (таже арийская ваджра) (Кейпер, 1986, с.131-132), средство перехода от одного состояния в другое, от жизни к смерти, от засухи к плодородию, от мира к войне (Мороз, 1988,с.63).

В этом отношении интересна форма бронзовых ножей катакомбной культуры. Они имеют вид мужского детородного органа. Таким ножом осуществляли жертвоприношения, убивали, но с идеей оплодотворения, возрождения! Насколь­ко живучи эти идеи, можно судить по форме скифских мечей и кинжалов уже раннего железного века.

Топор вообще-то - оружие богов. Им вооружены германский бог гро­зы Тор, славянский Перун. Те же, кто обладал подобным оружием, следо­вательно, причислялись к божественной власти. И топоры и булавы в виде каменных округлых, крестовидных наверший на рукоять рассматриваются исследователями и как оружие и как символы власти (Килейников, 2004, с. 142). «Царь богов» Индра у ариев был вооружен грозным сокрушительным оружием - варджей. Ее описание не вполне вписывается ни в вид булавы, ни топора. Ее Ригведа характеризует как оружие, имеющее четыре или сто уг­лов, тысячу зубцов, дисковидной или крестовидной формы, изготовленное из камня или металла:

О Индра, при твоей поддержке

Пусть возьмем мы дубину, как ты ваджру,

И победим в борьбе всех соперников!

Индийцы не помнят, как выглядело это оружие. Но в финно-угорском языке лингвисты нашли заимствованное у ариев это слово. Только, естес­твенно, произносилось оно несколько по-иному - «васара». А означает оно «молот» или «топор».

Топоры выступают как орудия борьбы с потусторонними силами, средс­твом, при помощи которого приобщаются к небесам. При этом топоры размещаются со стороны правого плеча погребенного (как в погребении у c.Девица). Явное стремление показать оружие в рабочей правой руке для борьбы с потусторонними силами, которые поражаются опускающимся сверху топором (Шилов, 1995, с. 309). Примечательно, что каменные топоры очень редко встречаются в погребениях, в которых ярко выражен воинский характер, т.е. встречены явные предметы ведения войны. Это наблюдение имеет место и в катакомбной культуре, и в более позднее время в срубной. Исследователи этого вопроса приходят к выводу о том, что топор - не предмет вооружения, а лишь навершие жезла, являвшегося символом власти  (Цимидалев, Евглевский, 1993, с.102).

Обратим внимание также на стремление изгтовителей каменного топора из Девицкого кургана придать ему небольшими выступами что-то вроде креста. Крест-символ солнца и огня, зародыш-праяйца. Эти выступы не имеют никакого отношения к креплению топора к рукояти. Это именно символ, стремление выделить на топоре его магическое значение.



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта


-->
Яндекс.Метрика