asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка




Зачем орнаменты на посуде?
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М.

 

С момента появления на глиняные сосуды наносились самые разные ор­наменты. Причем делалось это вовсе не для украшения их, как в настоящее время. Вспомним, что все хозяйственные занятия, включая и изготовление посуды, сопровождались магическими действиями, молитвами, заклинаниями. А орнамент при этом, конечно, наносился с учетом не представлений гончара о красоте, а более важных тогда моментов: для каких целей предназначен сосуд, кому, какую роль он должен был играть в погребальном обряде. По орнаментам «свои» узнавали «своих» и отличали «чужаков», пришлых, у которых были другие орнаменты на сосудах.

Какой же смысл заложен в орнаментах и есть ли он вообще? Совсем недавно на орнаменты смотрели как на результаты украшения или, в лучшем случае на попытку знаками, символами «оградить» племя, род от злых духов.

Если рассматривать календарные орнаменты в общем, применительно к  различным культурам и разному времени, то можно отметить, что месяцы обычно изображались в виде крестов, ромбов, треугольников и т. п. Точками отмечали «зерна» (начало сева или уборки урожая). «Реснички» в нижней части горшка - корни растений, в верхней - всходы. В Древнем Шумере обработанное поле изображалось в виде сетки. Вода (в том числе и «космическая») чаще всего отмечалась в виде волны. Крест - знак огня (бога Агни у арийцев).

В настоящее время существует несколько научных направлений в изуче­нии орнаментов на сосудах. Орнаменты рассматривают как зачатки древнейшего письма (Формозов, 1963, с. 196-198; Отрощенко, 1988, с. 151-173-Ковалева, 1989, с. 64; Захарова, 1998), как отражение религиозных пред­ставлений (Рыбаков, 1981;Отрощенко, 1990, с. 13-15; Сафонов, 1996, с. 63) как знаки, имеющие магическое значение (Топоров, 1982), как древние ка­лендари (Рыбаков, 1973; Беседин, Сафонов, 1996). А.В. Кияшко пришел к выводу о том, что на погребальной керамике эпохи бронзы орнамент носил в себе определенный смысл, поэтому изучать его надо с привлечением дру­гих предметов, на которых также имеются орнаменты - изделий из камня, кости, бронзы (Кияшко, 2002, с. 140-141).

В каждой археологической культуре были свои особенности в этих пред­ставлениях. Это хорошо видно, если мы посмотрим на орнаменты древнеямной, катакомбной и срубной культур. Наивно было бы думать, что доста­точно выяснить, что скрывается за каждым мотивом орнамента, и тогда мы подойдем вплотную к расшифровке мифов, сложных представлений древ­них о мире и его устройстве. Исследователи этой проблемы натолкнулись на странное несоответствие между литературными источниками и изобра­зительным искусством, которое вроде бы должно изображать то, что напи­сано. Ан, нет! Исследовали античной культуры пришли к выводу, который кажется невероятным, но реальным: частичное, а то и полное несходство изобразительной версии мифа и сохраненной версии литературным или фольклорным источником. И это не случайность, а закономерность (Афана­сьева, 1979, с. 7). Ю.А. Шилов замечает, что это характерно для государств, которые стремятся к единообразию своей идеологии, а что уж говорить о тех, кто к этому уровню развития еще не подошел, где это стремление едва намечалось! (Шилов, 1995, с. 435). Здесь возникает целая армада проблем, связанных с проникновением в психологию древних, их образ мыслей. Сделать это очень и очень сложно, и такие попытки из-за этого единичны. Ниже мы не будем пытаться сделать то, что пока неподъемно и для специалистов. Попробуем лишь дать общую, поверхностную характеристику орнамементам катакомбной культуры, тем, которые отмечены на сосудах из катакомб острогожских курганов.

Среди катакомбных сосудов имеются такие, на которых вовсе нет никаких орнаментов. Между тем на других - богатые и роскошные их на всей поверхности сосуда. По-видимому, в первом случае в неорнаментированных сосудах выражалась идея яйца, из которого вышел "зародыш мироздания". Эта идея наиболее явственно обнаруживается на неорнаментированных сосудах с округлым дном. Таких сосудов более всего в ямной культуре, это и частая находка в ранних погребениях катакомбной культуры.Это свидетельствует не только о сходстве представлений, но и участии ямных племен в формировании катакомбных.

Один из самых распространенных мотивов орнамента- вертикальная и горизонтальная «елочка» (см. рисунок на сосуде из кургана у с. Де­вица). Причем елочка часто изображалась так: ветви вниз, ветви вверх, вниз вверх и т.д. Один и тот же мотив передан «нормально», как если бы это было настоящее дерево, а другой «вверх ногами». Исследователи орнаментов катакомбной культуры не сомневаются, что в данном случае дейс­твительно изображено дерево, но не простое, а так называемое «Мировое дерево». В нем заложены основные представления древних об устройстве мира: вершина - верхний, ветви - нынешний, низ - подземный миры. Когда же Мировое дерево обозначалось перевернутым, то это символ потусторон­него мира, где все наоборот. Вспомним, что там и солнце есть, но другое, потустороннее - Савитар. Идея о перевернутом Мировом дереве, вероятно, заложена и в елочке, расположенной горизонтально (Шилов, 1995, с. 446). В Ригведе читаем:

К тебе, о бог Савитар,

Владыке всего желанного,

Мы идем, о ты, дающий!

В бездонном пространстве царь Варуна

С чистой силой действия

Держит прямо вершину дерева.

Ветви направлены вниз. Их основание - наверху.

Часто встречающаяся на катакомбной керамике отпечатки личинок, как полагают исследователи, они обозначают саму Вселенную (Кызласов, 1986, с.229; Шилов,1995, с. 437). Округлой формы изображения на сосуде - изображения яйца с «зародышем мироздания».

Орнаменты на многих сосудах явно разделены на три зоны: верхняя, средняя и нижняя. Это вполне соответствует представлениям древних о делении мира на верхний, средний и нижний. Для каждого из них полагались свои орнаменты. Примечательно, что нижняя часть, как на катакомбном  из Девицы часто орнаментирована елочкой, часто - горизонтальной или смешенной, т.е. вершинами вверх и вниз, вверх и вниз... Этим орнаментом явно подчеркивается через сосуд потусторонний, нижний мир.

Bccледование А.В.Кияшко привело его к выводу: основной сюжет на изображениях каткомбной культуры -Мировое дерево и подчиненный ему Змей. Орнамент в виде спиралей на костяных изделиях (булавках) -Змей, обвиваший ствол Мирового дерева. "Змеевидный" мотив орнамента - так же отражение этого мифа на керамике (Кияшко, 2002, с.140). Примечательно,что идея о Мировом дереве и Змее была распространена в самых различных культурах бронзового века. Различия касались только того, как это делалось. Вспомним, что Змей у дерева - сюжет известный и в Библии.

Спирали - орнамент не столь частый. Другой орнамент, изображающие Змея - зигзагообразный. Этот орнамент присутствует на керамике и катакомбной, и срубной культур. Иногда Змей изображен явственно, но чаще в виде символического зигзага. Так же как и на костяных булавках, Змей здесь окружает Мировое дерево, которым выступает сам сосуд. Непонят­ным становится в таком случае место расположения Змея. Он должен был бы находиться у дна сосуда, т.е. «у корней», а он - в верхней части! На са­мом деле никакого противоречия здесь нет: сосуд связан с погребальным культом, путешествием в загробный мир, где все наоборот, перевернуто по сравнению с верхним и средним мирами. Возможно, именно поэтому часто в погребениях горшки находят перевернутыми вверх дном, а черные потеки какого-то смолистого вещества «текут» не сверху, как казалось бы, должно быть, а снизу! (Кияшко, 2002, с. 140). Посмотрим в качестве примера на со­суд из одного из Ближнестояновских курганов. «Змеевидность» могла быть выражена и в заштрихованности треугольников. Это частый прием. Вспом­ним, что древние «не были знакомы с Вритру», но могли наблюдать реаль­ную гадюку с ее заштрихованными треугольниками на спине.

68Почему Змей имеет такое широкое распространение в древних воззре­ниях? В одном древнейшем шумеро-вавилонском мифе Змей представлен как огромное чудовище, которое существовало до богов. Он и послужит бо­гам материалом для творения неба и земли.

В Ригведе змеевидное чудовище Вритру преградило путь всем ручьям и рекам и грозило поглотить все живое, всю Вселенную, всех богов. В ужа­се устремились боги в Индре и призвали его к совместной борьбе против Вритру. Индра победил Змея. Воды, плененные в его чреве, вырвались на­ружу и, сметая все на своем пути, потекли к Океану. И стал Индра править миром как царь. Похожий миф существовал у греков - о поединке Зевса с Тифоном - чудовищем с сотней драконьих голов, изрыгавших пламя. У хет­тов это - поединок Тархунта и Иллуянки, у славян - Перуна и Велеса. Во всех этих мифах герой-победитель связан с небом, а Змей - с царством мертвых-Бог убивает противника, после чего освобождаются подземные воды, проливается дождь на землю.

С древнейших времен Змей, как, впрочем, и другие персонажи мифов, был двойственным существом. С одной стороны он опасен, олицетворяет темные потусторонние силы, а с другой связан с плодородием, землей, дождем.

А вот еще данные, полученные археологами: в основе сложных орнаментов лежат не только мифы, представления об устройстве мира, но и древние календари! Установлено, что наблюдать за Луной для ориентировки во времени люди начали еще в древнем каменном веке (палеолит). Археолги  находят у охотников на мамонта костяные предметы с нарезками на них, точками, имеющими определенный смысл, связанный с календарем, счетом времени. Уже тогда людям требовалась система отсчета времени... По календарям велся счет времени от одних религиозных праздников до  других  одних хозяйственных забот до других. Древние прекрасно знали фазы Луны, небесные созвездия и приурочивали свои праздники и хозяйс­твенные занятия к определенному времени. Например, в Греческой Аттике еще в I тыс. до н.э. были созданы вот такие строчки:

Лишь на востоке начнут восходить Атлантиды-Плеяды,

Жать поспешай: а начнут заходить - за посев принимайся.

8-9 месяцев между севом озимых в период осеннего равноденствия и их жатвой в период летнего солнцестояния, может быть, должны были попасть в календари? Наиболее часто повторяющиеся числа в орнаментах (точки, треугольники, квадраты и т.д.) это 12 (количество месяцев в году), 7x4 (28 -количество лунных суток в месяце), 4 - количество сезонов, 7 - количество дней в неделе... Да знали ли в бронзовом веке об этом? Конечно, знали и не только это, но и другие тонкости календарных систем. У ариев сущест­вовало несколько лунно-солнечных календарей, предназначенных, видимо, для разных целей. В основе их был лунный год продолжительностью 354 дня (6 месяцев по 30 дней + 6 месяцев по 29 дней). В основе звездного года был месяц продолжительностью 27 суток. Кроме того, был календарь в 360 дней игод продолжительностью 378 дней. Для приведения календарей в соответс­твие с солнечным годом прибавлялось 5,9.12, 15,18,21 день, которые обра­зовывали 13 месяцев (Бонгард-Левин, 1993, с. 250).

Несчастливое число 13 имеет дав­ние корни, во всяком случае еще с индоарийского времени. Число 13 у ари­ев было связано с царством мертвых и его господином - Ямой. Его женами были 13 дочерей, соответствующие 13 темным половинам месяцев. Сам Яма олицетворял ночь, темную половину суток, темную часть года (Захарова, 2000, с. 84). Это так называемый ду­ализм -двойственность восприятия. Он характерен для древних мировоззрений:  ночь-день, Солнце-Луна, добро-зло. Поэтому и дни,и  годы делились на "добрые" и "темные, злые" . Добрые-первая половина дня, злая-вторая, когда все постепенно умирает. Добрая половина года-весна и лето, злая-осень и зима.
.



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта


-->
Яндекс.Метрика