Половецкие бабы |
Дорогами тысячелетий - А.З. Винников, А.Т. Синюк |
А путь бежит... И. Бунин В конце X — первой половине XI века славянское и алано-болгарское население покидает территорию Воронежского края. Пустеет ли край, становится ли он местом полного безраздельного господства различных кочевых орд, вторгавшихся сюда неоднократно вплоть до монголо-татарского нашествия (30-е годы XIII века)? История XI — первой половины XIII века оставила нам тоже очень мало письменных свидетельств. Более подробно летописи повествуют о кочевавших в бассейне Дона половцах, как называл их русский летописец, или племенах кыпчаков, как звали их в арабских и персидских источниках, или куманах, как именовался тот же народ византийскими историками. В середине XI века половецкие орды впервые подошли к границам Руси на юго-востоке — на среднее и нижнее течение Северского Донца (русские летописи его часто называли Доном). И с этого времени вплоть до XIII века, то есть до нашествия монголо-татар, слово «половцы» не сходит со страниц русских летописей. Наш край, особенно его южные районы, оказался на пути следования половцев. Продвинувшись же к Донцу, кочевники совершали опустошительные набеги на русские города и села, грабя и разоряя их, уводя в полон тысячи женщин, детей, ремесленников, земледельцев. Именно на Северский Донец в начале XII века и были направлены главные удары русских князей против половцев. В течение XII века география Половецкой земли несколько меняется. Половцы предприняли активное освоение донской степи и прилегающих лесостепных районов. Русские летописи упоминают о половцах в междуречье Дона и Хопра, которых С. А. Плетнева отождествляет с ордой Ельтукови. Вероятно, отсюда и предпринимали половцы набеги на Рязанское княжество и сюда были нацелены походы рязанских князей. Пребывание половцев в бассейне Хопра подтверждают половецкие курганные могильники, которые устраивались ими в местах постоянных кочевий или там, где организовывались зимники. Один из них недавно обнаружен и раскопан К. Ю. Ефимовым у села Третьяки Борисоглебского района Воронежской области. Могильник расположен на склоне большого мыса на левом берегу реки Хопер, в семи километрах к востоку от села. Курганы очень небольшие, диаметр 4—8 метров, некоторые из них едва различимы на фоне окружающей местности. Отдельные половецкие погребения встречены и в более ранних курганах, возведенных еще в эпоху бронзы. Половцы хоронили умерших в небольших ямах размером 0,5—1 X 2,2—2,8 метра, глубиной 0,5—0,7 метра. Погребенные лежат на спине с вытянутыми вдоль тела руками, головой на север или на запад. В погребениях находят разнообразные вещи: ножи, ножницы, кресала, височные кольца, бронзовые зеркала, серьги в форме знака вопроса, занесенные в Восточную Европу кочевниками, и другие изделия. В некоторых курганах обнаружены захоронения лошадей, хотя и за пределами погребений людей, но рядом с ними, в отдельных ямах. Обычай захоронения лошади, убитой во время поминального обряда, растягивания ее шкуры над могилой описан средневековым путешественником В. Рубруком (Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957). Этот обряд сохранился у ряда кочевых народов и многие столетия спустя. Одна из половецких группировок, так называемые дикие половцы, как считает С. А. Плетнева, обитала в бассейне Среднего Дона, включая, возможно, и левобережье реки Воронеж, во всяком случае нижнего ее течения. Здесь границы Половецкой земли, по мнению исследовательницы, подходили непосредственно к границам русских княжеств. Отсюда половцы совершали набеги на Черниговское княжество, ходили на вятичей и на Рязанскую землю. Половецкие каменнные изваяния Двенадцатый век в истории русско-половецких отношений богат событиями. Успешные походы в степь русских князей чередовались с неудачными. Порой половцы принимали активное участие в княжеских междоусобицах: князья обращались к половецким ханам за военной помощью в борьбе друг с другом. Приведем один пример, изложенный в древнерусской летописи. В битве на реке Колокше (притоке Клязьмы, недалеко от города Владимира) в феврале 1177 года между дружиной владимирского князя Всеволода и рязанскими князьями Глебом, Мстиславом и Ярополком, в которой рязанцы потерпели сокрушительное поражение, в составе рязанской рати были их союзники — половцы. Это событие мы вспомнили еще и потому, что один из рязанских князей бежал с поля битвы в «Воронож». Вполне резонно предположить, что бежал он с уцелевшей частью половецкого войска. Вероятно, это и были «дикие половцы», кочевья которых доходили до низовий реки Воронежа. А теперь вернемся в современный город Воронеж. Во дворе областного краеведческого музея стоят под открытым небом три каменные статуи. Сделаны они из серого песчаника, поверхности их сильно выветрены и оббиты. Две изображают женщин. Особенно примечательна одна из них (рис. 65, 1), высотой в полтора метра и в поперечнике 0,4 X 0,64 метра. На голову надета шляпа с резко выраженными широкими полями и высокой тульей. На шее витая гривна, ожерелье из крупных одинаковых ромбических подвесок, на груди треугольная подвеска. Хорошо прослеживаются детали одежды: кафтан, полы которого украшены галуном и зигзагообразной линией. Эта статуя была привезена из села Нижние Лубянки Красногвардейского района Белгородской области. Интересна и статуя мужчины, изображенного в сидячей позе (рис. 65, 2). Высота ее 2 метра, в поперечнике — 0,3 X 0,57 метра. На голове — шлем сфероконической формы, какие были широко распространены на Руси в X—XII веках. Из-под шлема свисают три косы: средняя — толстая и длинная, две другие — и тоньше, и короче. В руках сосуд. На талии пояс, слева на поясе висят кресало для высекания огня, нож и два кошелька. Статуя в Воронежский музей попала из деревни Марьевки Ольховатского района Воронежской области. Некогда эти и другие подобные им каменные изваяния стояли на курганах, привлекая к себе внимание путников. Низами, известный азербайджанский поэт XII — начала XIII века, писал: Изваяньем таинственным, в годах былых. Исследователями половецких древностей С. А. Плетневой и Г. А. Федоровым-Давыдовым установлено, что половецкие каменные изваяния ставились на высоких, заметных издалека курганах, сооружавшихся обычно задолго до появления в степных краях половцев (в эпоху бронзы или в раннем железном веке). Половцы превращали курганы в святилища, где совершали жертвоприношения животных, а иногда и людей. Одно из святилищ с каменной статуей в центре и сейчас можно увидеть недалеко от села Старой Кри-уши в Петропавловском районе Воронежской области. Статуя стоит на высоком, несколько расползшемся кургане в сильно наклоненном положении (результат неудавшейся попытки вытащить ее с помощью техники). Святилище не раскапывалось и еще ждет своего исследователя. Статуи изображали конкретных лиц, которым воздвигались памятники после их смерти, и становились предметом почитания и преклонения. Мужские статуи принадлежали представителям половецкой военной аристократии, главам богатых семей, родов; женские статуи — женам военной знати, которые, как пишет С. А. Плетнева, «...в отсутствие мужей исполняли функции не только хозяек, но и реальных охранителей очага и дома, защищавших вежи от нападения врагов». Половецкие каменные статуи являются ярким свидетельством существования культа предков в религии половцев. Вероятно, с этим значением и связано русское название статуй — «баба», от тюркского слова «вава» (предок). На протяжении почти двухсот лет половцы были господствующей военной и политической силой в южнорусских степях и прилегающих районах лесостепи. |