Представление о матери дьявола |
Народная культура и проблемы ее изучения - Вып 7 |
С представлениями о дьяволе и у славянских, и у германских народов тесно связаны и представления о матери дьявола. В большинстве мифологий боги были антропоморфны, поэтому люди часто наделяли их человеческими отношениями и семейными узами. Я. Гримм отмечает, что мать, а иногда и бабушка дьявола, в противоположность своему сыну или внуку, добра и сострадательна. Чаще всего люди попадают к матери дьявола, когда его нет дома, и она прячет их от него. Об этом свидетельствуют и немецкие сказки. Например, в сказке «Черт с тремя золотыми волосами» герой отправляется по заданию короля к дьяволу, чтобы добыть три золотых волоса с его головы, и встречает у него дома его бабушку, которая относится к нему очень милостиво, прячет героя от внука. Бабушка черта даже помогает герою узнать ответы на загадки, встретившиеся ему на пути, не говоря о том, что для путешественника ей не жалко вырвать волосы с головы собственного внука. Таким образом, бабушка дьявола предстает здесь сострадательной, милостивой, но и достаточно хитрой женщиной. Я. Гримм в «Немецкой мифологии» приводит свидетельства и тому, что представления о матери сатаны как снисходительной и милостивой женщине не являются первоначальными. Ещё ранее «мать дьявола представляется скверной старухой, перехитрившей своего сына» (3, с. 842). Уже в древние времена любой старой женщине приписывались хитрость и злоба, большие, чем у самого дьявола. В одной милой сказке о старухе говорится, что она может рассорить мирных супругов, чего сам дьявол сделать не может. «Ещё в одной сказке дьявол подает старухе пару туфель на палке, так как сам боится к ней приближаться» (3, с. 834) - отмечает Я. Гримм. Однако позже матери чёрта стали приписывать мягкий, незлобивый характер. То же мы видим и у Афанасьева - «Въ народныхъ сказкахъ в жилище чёрта сидитъ его бабка, мать или сестра, которая въ большей части случаевъ оказывается благосклонной къ странствующему герою, прячетъ его отъ своего сына и помогаетъ ему в нужде» (2, с. 15). Это также доказывается многими русскими сказками. Отношения же дьявола с его домочадцами нельзя назвать тёплыми: Афанасьев говорит, что, по мнению «малоруссов» когда идёт дождь и одновременно светит солнце, то «чортъ жинку бье» или «дочку замижъ виддае». Сходные данные приводит и Я. Гримм: в Германии о быстрой перемене дождя и солнечной погоды образно говорят: "черт белит свою бабушку", в Швейцарии: "черт колотит свою мать"; когда ярко светит солнце и при этом гремит гром: "черт бьет свою мать, чтобы она дала масло". У Я. Гримма разъяснения данного выражения нет, а Афанасьев объясняет смысл его так: «очевидно, чортъ выступаетъ здесь в роли громовника; в шуме летней грозы онъ бьётъ свою мать или жену, т. е. облачную нимфу, и требуетъ от неё масла (=дождя)» (2, с. 15). Следовательно, в образе дьявола, колотящего свою мать, проявляются более ранние мифологические представления народов о появлении грома и вообще о погоде. Таким образом, дьявол в немецких и славянских представлениях выступает олицетворением зла и приносит вред человеку. В целом немецкий и славянский дьявол различаются единичными чертами. Различия касаются прежде всего происхождения этого образа: Афанасьев усматривает в образе черта связь с почитаемым древними славянами языческим богом-громовником, а Гримм обосновывает гипотезу появления образа дьявола из целого ряда образов языческих богов, отвергнутых христианским монотеизмом.
Литература 1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на при- роду / А. Н. Афанасьев. - репринт издания 1869 г. - М.: Индрик, 1994, т. I. - 794 с. 2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу / А. Н. Афанасьев. - репринт издания 1869 г. - М.: Индрик, 1994, т. III. - 840 с. 3. Grimm J. Deutsche Mythologie / J. Grimm. - II. Band. -Possneck: GGP Media - 1044 c.
М.Нестерова (ВГУ) |