Запретный детский фольклор - Психолингвистика |
Народная культура и проблемы ее изучения - Вып 7 |
Профессор И.А. Стернин в работе «Проблема сквернословия» пишет: «Частотность инвектив в детской речи связана прежде всего с тем, что дети обладают повышенной эмоциональностью и не усвоили еще навыков культуры поведения и общения, диктующих умеренность в выражении эмоций. С другой стороны, дети правополушарны, поэтому они используют инвективы как удобные готовые формулы, клише, готовые реакции. Инвективы в детской речи также нередки как средства защиты от обидчика и средство повышения своего статуса в группе». Насколько эти причины употребления инвектив в детской речи соответствуют причинам их употребления в собственно детском фольклоре? Нельзя сказать, чтобы включение подобных слов детьми в стихотворные жанры происходило из-за повышенной эмоциональности или недостатка слов. Здесь включение коммуникативного табу является самоцелью, и часто кажется причиной создания стишков, а не следствием эмоционального состояния. Особенно это заметно в стишках-намеках и песенках-намеках: Гагара - северная птица, Она мороза не боится И даже может на лету Крылом чесать свою пи. .ликала гармошка, Играл аккордеон, А маленький Антошка Натягивал га. .гара - северная птица, Она мороза не боится .и так далее. А вот повышение статуса в группе действительно стимулирует детей к запоминанию и распространению запретного детского фольклора. Так одна из опрашиваемых девушек вспомнила, что у них во дворе чем больше ребенок знал такого рода произведений, тем он считался «круче». Но почему?
А.Шереметьева (ВГУ)
|