Народная праздничная культура Воронежского края - Уличные гуляния на масленницу |
Народная культура и проблемы ее изучения - Вып 7 |
Масленичная обрядовость на материале русской и славянской культуре исследована достаточно глубоко [Чичеров, 1957; Пропп, 1963; Соколова, 1979; Агапкина, 1992; Морозов, Слепцова, 1993; Па-шина, 1998; Агапкина, 2002в; Шангина, 2003 и др.]. Исследователи отмечают сочетание в этом празднике элементов весенней и зимней обрядности, переходный характер обрядов. По православной пасхалии, Масленица отмечается за семь недель до Пасхи и приходится на вторую половину февраля - начало марта. Однако, если в русской народной праздничной культуре это один из главных праздников, то в церковной традиции он не наполнен никаких особым религиозным смыслом, за исключением подготовки к Великому Посту. Это объясняется тем, что масленичная обрядность имеет древние корни, уходящие в языческое прошлое славян. Видимо раньше во время этого праздника славяне совершали обряды по изгнанию зимы -богини мрака и смерти - и встречали весну, которая несла свет, тепло и пробуждение природы [Соколова, 1979, 11]. Имя этого божества, которого изображала антропоморфное чучело, к сожалению, не сохранилось до наших дней. После принятия христианства обряды встречи весны были перенесены на более позднее время, а на первый план выдвинулись проводы зимы, окончания которой ждали с нетерпением. Позже появилось и название праздника - Масленица, - поскольку в это время ели очень много масленой пищи, «блинов масленых» [там же]. По названию праздника Масленицей стали называть и чучело божества, которое прогоняли и хоронили. В календарном цикле восточных славян Масленица занимала пограничное положение между двумя сезонами - зимой и весной. С одной стороны это праздник завершал период зимних ритуальных практик, с другой - открывал весенние, направленные на подготовку полевых работ [Пашина, 1998, 221]. Таким образом, все масленичные игры и забавы имели глубокие обрядовые корни, связанные с возможностью магическим образом повлиять на будущий урожай и эффективность предстоящего земледельческого труда. Поэтому в Воронежском крае, как и в других регионах России, праздновали Масленицу с исключительным размахом, всенародно. «Характерная особенность масленичного веселья заключалась в том, что в нём принимали участие все, без каких-либо половозрастных и социальных ограничений» [Христова, 2005, 9]. Гуляния проходили всю неделю перед началом Великого Поста - с понедельника (вторника, среды, четверга) по воскресенье. Самым разгаром праздника в селах Воронежской области, как правило, был четверг, который называли Широкий или Разгульный. Если первые три дня на масленичной неделе крестьяне еще занимались хозяйственными работами, но только в дневное время (все вечера на Масленицу - святые), то с четверга, когда начиналась Широкая Масленица, работать запрещалось. Гуляния продолжались до начала воскресной вечерней службы, о начале которой оповещал колокольный звон. После его начала все гуляния прекращались и люди расходились по домам после. Рассмотрим характерные черты и особенности уличных гуляний на Масленицу в Воронежской области и их обрядовый смысл по записям фольклорных экспедиций 1990 - 2008 годов Воронежского государственного университета и Воронежской Государственной Академии Искусств.
В. Ю. Колчев (Москва)
|