Святки - Борисоглебский район |
Календарная и обрядовая поэзия Воронежской области |
1. Рождество здорово у нас не праздновали в Петровском. Почему-то как-то его пропускали... На Старый Новый год вечером собираются девочки и ребята, те, которые постарше - с 14 лет, 2. кому уже позволяли ходить на улицу. Вот они одевались, кто во что горазд, колядовали. И тогда выносили и хлеб. Вот я помню, бабушка русские хлебушки небольшие специально пекла для этого дня. Или пекли белый ситник (белый, круглый хлеб, но она его пекла на пару, т.е. в русской печке). 3. А вот на следующий день уже посевали дети с утра, приговаривали: «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» и насыпали в доме (они друг перед дружкой старались, кто больше насыпит зерна): кто семечки, кто пшеницу... 4. Детей угощали: в основном почему-то считалось подать копейку, денежки. Надо погреметь вот так, и ребенку этому дать деньги. Конфеты, давали печенье, пряники. Когда погремит хозяин или хозяйка денежками и вот им эти денежки даст - это урожай будет греметь, зерно сыпаться, и скотина будет водиться, будущее богатство будет. 5. Гадали под Старый Новый год: со свечкой перед зеркалом сидели, загадывали: «Ряженый-суженый, приди ко мне ужинать», минуты три подождешь - промелькнула тень сзади меня по зеркалу. Еще валенки бросали через ворота. Большие ворота надо, чтоб невидно было. Куда нос покажет, там мой ряженый-суженый. 6. с. Петровское (Шишкина Н.А. 1951 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004. 20. Под Крещение все вымывалось, выскабливалось. Рисовали кресты на дверях, на столе, на видных доступных местах, но в основном на дверях. Считалось, что, если крест есть, нечистая сила в дом не войдет. Под Крещение, к 12 часам ночи все сходились к проруби. У нас так, как сейчас ку- паются, тогда не купались. Был молитвенный дом, церковь уже разрушили, там читали Евангелие, Писание, все приходили. И потом они в 12 часов запасались баночками, черпачками, кружечками - у кого что было, все шли к проруби. Прорубь вырубалась крестом, большая прорубь была. Подъез- жали сани. Народу много, мороз трескучий. Подъезжают сани, из саней выходит женщина с распу- щенными волосами; бабушка Параша ее звали. Выходит эта бабушка, полненькая она была, метр шестьдесят где-то рост, не больше, в ночной сорочке, белой полотняной. Кол был сантиметров шесть в диаметре. Она подходила к проруби, босиком она шла, крестилась, ложила три поклона, бралась за этот кол, и четверо мужчин трижды ее окунали в прорубь со словами в один голос: «Во имя Отца» - окунули и подняли, «...и Сына» - окунули и подняли, «...и Святого Духа» - окунули и подняли. Бабушка молча крестилась и шла к саням. У саней снимала рубашку, ее - в тулуп и увозили домой. Она одна только окуналась, никто больше в эту прорубь не окунался. Хопер уносил все течением. И после этого набирали воду. 7. Батюшка святил до этого, а после этого набирали воду. Набирали воду, приносили домой. Вода очень долго стоит, вода вкусная, ничем не пахнет. 8. Крещение праздновали обыкновенно: ходили в гости, выпивали, кум куму поздравлял и наоборот. 9. с. Петровское (Шишкина Н.А. 1951 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.
|