Былички о ведьме - Обереги от ведьм и колдунов |
Былички и бывальщины Воронежского края |
182 Рассыпать возле дома мак В деревне жила колдунья. Все жители этой деревни знали, что эта женщина колдует. У одной женщины дочка собиралась выйти замуж, а женщина-колдунья сказала, что она обязательно придёт на свадьбу. Все этого боялись, но одна старушка сказала: «А вы рассыпьте возле дома мак». Наступил день свадьбы. Все ждали, когда же придёт колдунья, но она так и не вышла из дома. Не выходила она ровно две недели. Потом старушка нам объяснила, по какой причине она так и не вышла. Оказывается, она должна была пересчитать мак по крупинкам. Записано в г. Борисоглебске от Каратаевой Нины Григорьевны, 1925 г.р. Запись Золотухиной Т., 2002 г. АКТЛФ
183
Сложить дули
В соседнем от нас доме живёт бабка Поля. Она не разговаривает по-человечески (немая), но разговаривает по-звериному, и звери с птицами так её понимают, что по её велению могут броситься на человека. Даже гуси и индюки. Эта бабка очень не любит детей и заставляет своих гусей щипать всех, кто встречается на её пути. Один раз летом ребята пошли ночью ловить рыбу и на перекрёстке (одна дорога к реке, другая к кладбищу) увидели гусака, потом услышали клокотание и поняли, что это клокочет бабка Поля, они испугались и побежали к реке, и тут сзади них - вопль страшный. Двое обернулись и, правда, было темно, но увидели, как бабка прыгает вокруг себя, размахивает руками, волосы у неё распущены и прыгает по-звериному. Один пацан сложил дули и показал их бабке. В этот момент она развернулась спиной, но вдруг остановилась и, наверное, упала. После этого её не видели целых две недели. Люди стали говорить, что она ведьма. Записано в п.г.т. Грибановский Воронежской обл. от Гавриловой В.В. Запись Пасмурной О.А., 1993 г. АКТЛФ 184 Закопать подкову под порогом
- Бывал год, когда у нас дохли телята. Почему, кто его знает. Приходит цыганка, поберушки тут были цыгане. Заходит, прям, на крылечко и говорит: «Так, ловите черную курицу». - Зачем? - Она мне нужна. Я тебя щас научу, как избавиться от напастий. Я тебе расскажу, почему у вас лошади дохнут, телята (корова отелилась, теленок сдох, кто его знает, почему). Накладывает капусту. - Да у меня семья вон какая, я тебе щас наложу, а у меня ничего не останется. - Не жалей, не жалей, накладывай. У тебя в сарае две кадушки неначатые. Да точно она говорит. Пошла я, капусты наложила: «Да, мож, правда», - думаю. Капустки ей наложила, курицу поймала. Она и говорит: «Вот вам подкова, закопайте ее во дворе под порогом, вся ваша скотина будет стоять. И человек, который вам делал зло, придет к вам вечером, но вы ему не открывайте и не прощайте его. Он будет просить прощенье». Вечер подошел, ушли цыгане эти, мы посмеялись на крыльце всеми. Разошлись. Приходит кума и просит прощенье. А цыганка сказала, если простишь, то ничего не будет у вас. Отец ей говорит: «Ух, врагуще, иди отсюда, иди, иначе я тебя вилами щас вспорю!» А она от одного окна к другому: «Кум, прости». Он ее не простил, а она утром прибежала: «Кум, прости». И так три раза. И не стали мы больше дружить, скотина у нас стала на ноги. И стали лошади, свиньи, телята, цыплята. Вот как верить, правда или неправда? Записано в с. Колодезное Каширского р-на Воронежской обл. от М.А. Дюниной, 1929 г. р., уроженки с. Юдановка Бобровского р-на Воронежской обл. Запись Бабичевой Е., 2004 г.
185
В туфли невесты насыпать немного пшена, в подол подвенечного платья заколоть булавку острием вверх Когда я выходила замуж, мне в туфли моя бабушка сыпала немного пшена. Считается, что колдун не может навредить человеку, пока у него на пути препятствие: колдун должен сначала пересчитать пшено в моих туфлях. Для этой же цели - охраны от колдунов - моя бабушка в подол моего подвенечного платья закалывала булавку острием вверх. Записано в с. Карачун Рамонскогор-на Воронежской обл. от Кузнецовой Н.В., 1932 г.р. Запись Столяровой Т.В., 1997 г. АКТЛФ
186
Чтение молитвы «Живые помощи» У нас жил колдун Серега Мосол. Он ходил по селу с мешком. Я была в родительском комитете в школе. Мене туды вызвали - я иду. Серега Мосол меж дерев мне навстречу. Я испугалась, начала читать «Живые помощи». Он вернулся и назад пошел. Записано в с. Семидесятное Хохольского р-на Воронежской обл. от Гончаровой Дарьи Прокофьевны, 1919 г. р. Запись Золотаревой К., Рипинской Н., Пановой Ю., 1999 г. АКТЛФ
187
Показать два кукиша, повесить подкову
Относились к ним с презрением. Знали, что они могут сделать, что угодно. При встрече с колдуном ему показывали два кукиша и говорили: «Шестьсот шесьдесят шесть - колдуну не перечесть». Им (колдунам) это не нравится, они уходят. От колдунов под порог забивают подкову. Записано в с. Буравцовка Эртильского р-на Воронежской обл. от Л. М. Гостевой 1913г.р. Запись Тереховой С., Фроловой Е., ЯковенкоМ., 2005 г. АКТЛФ
188
Положить колючку у входа
Надо булавки носить головкой вверх. И носить надо что-то наизнанку. Одна богатая женщина попросила у меня 100 рублей. А я: «У меня нету денег». Ей захотелось наколдовать. Нельзя давать вещи свои колдунам. Ножи под порог не кладут. Только колючка при входе - от домового, колдунов. Записано в с. Щучье Эртильского р-на Воронежской обл. от Полянских Анны Алексеевны, 1922 г.р., переехала из г. Караганда. Запись Нашатырёвой С., Дюжаковой С., 2005 г. АКТЛФ
189 Повесить над калиткой осиновую рогатку В Воронеже на улице Одесской жила семья с маленьким ребенком, с ними жила бабушка. А на этой же улице жила женщина средних лет, которая отличалась странным поведением: она могла ходить по чужому двору, как бы выискивая что-то или наслать порчу на человека, поэтому ее все считали колдуньей. Однажды бабушка застала эту женщину у себя на огороде. Она спросила ее, что она здесь делает, а ведьма ничего не ответила, улыбнулась и ушла. Невестка однажды вышла с трехлетним ребенком на прогулку и оставила коляску с мальчиком на выходе из калитки. Мимо проходила эта странная женщина, и, увидев коляску с ребенком, обрадовалась и решила пообщаться с невесткой и поиграть с ребенком. Когда она попыталась зайти в калитку, то она как будто ударилась о стену, стала мрачной, быстро и молча развернулась и ушла. Оказывается, бабушка специально повесила над входом калитки осиновую рогатку из тех соображений, что осина отпугивает нечистую силу, и колдунья не смогла пройти. С тех пор ведьма ни разу не заходила во двор к этой семье. Записано в г. Воронеже от СтепановойЛ.А., 1924 г.р. Запись Девицкой С. С., 2001 г. АКТЛФ
190 Читать молитвы, ходить в церковь
В своей жизни я часто встречалась с колдунами и ведьмами, но я их не боялась, потому что умею от них защищаться. Во-первых, выходя утром из дома, я читаю молитвы, защищающие меня и мою семью от всякой нечисти, постоянно хожу в церковь и читаю вечером «Псалтырь». Как-то раз я ехала в трамвае, и туда зашёл мужчина. Когда я на него посмотрела, посмотрела ему в глаза, я сразу поняла, что это человек, связанный с нечистой силой. Я решила это проверить и стала читать про себя «Отче наш». Он заёрзал, стал каким-то взволнованным и мельком взглянул на меня. Я продолжала читать молитвы, и когда стала читать «Да воспрянет Бог...», он со злом посмотрел на меня и стал на меня орать, проклинать, называть разными словами. Люди кругом оцепенели. Как только двери отворились, он сразу же вышел (причём, пятился задом и всё время смотрел на меня, и ругался). Вот одна из историй, случившихся в моей жизни. Записано в г. Воронеже от Ситниковой Татьяны Дмитриевны, 1963 г.р., уроженки с. Казиновка Панинского р-на Воронежской обл. АКТЛФ
191
Забрать ножи с порога (чтоб не оборачивалась)
Сидела я на крыльце с другом (умер Царстве Небесно ему), крыльцо от земли было приподнято, была тама пространствие. Слышим, кошка мяукая, а мяукая, чтоб мы ушли от ихнего дома. И раз мяукая, и два, и три, мы уж и злиться начали. Друг-то тут встает и ищет камень, чтобы об нее, а она опять не уходит никак. Он тогда - за полено, палку какую-нибудь, и палкой оттуда ее и выгнул. Кошка бегает кругом хаты, мяукает и мяукает, ну и он сидит и говорит: - Ну и что мы тут будем за кошкой гоняться? Пошли отсюда. Идем, а навстречу хозяйский сын хаты, где мы сидели. Он спрашивает: - Откуда идете? А мы ему: - Да у вас сидели на крыльце. Но нам не дала кошка покоя. А он: - Ну, елки-палки, я приду ее успокою. Пришел и вытащил ножи с порога, полночи еще не было, а они то - кошки - через ножи перепрыгивают, чтоб опять человеком быть. Она и давай волноваться, мяукать, ножей-то нет. Он в избу вошел, она и под окно, корябая, кричить, проситься. Он ей и говорит тогда: - Ну, ладно, елки-палки, последний раз, мать, нагуляешься ты мне. Поставил ножи на место, зашел, ждеть. нету, нету, а потом глядь, заходить. Он ей: - Последний раз, мать, чтоб такое было, чтоб девчата и ребята мне смеялися, что мать твоя колдунья. Это он уж нам потом после рассказывал. Он ее караулил потом долго, забирал ножи, и она не могла никуда уйти, долго она болела по работе своей ночной. Записано в г. Старый Оскол от Пырковой Татьяны Федоровны, 1932 г.р. Запись Волокитиной Е. С., 1997 г. АКТЛФ
192
Колосья вешали над дверьми от колдунов Записано в с.Н.Байгора Верхнехавского р-на Воронежской обл. от В.Долгих, 1931 г.р. Запись М.Коваленко, О.Головнёвой, 2008г. АКТЛФ 193 Для защиты от ведьм люди брали с собой чеснок. Считалось, что отгоняет их. Записано в с. Красновка Таловского р-на Воронежской обл. 1998 г. АКТЛФ
|