Антропология и жрецы... |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
Совсем неожиданную информацию удалось получить московскому антропологу Марии Всеволодовне Добровольской при изучении костных останков погребений эпохи бронзы - ямников и катакомбников у с. Власовка Грибановского района Воронежской области. Мало того, что почти все погребенные оказались мужчинами. Исследователь сделала вывод о том, что при жизни эти люди жили, как мы бы сказали, «в достатке», не испытывая трудностей с продуктами. Причем их набор был оптимальным, еда содержала все необходимые для человека вещества (Козловская, 2001). Антропологам при исследовании костей человека удается выяснить не только болезнь, которой он болел при жизни, но и свидетельства голода, недостатка продуктов. Во власовских же захоронениях следов голода нет. Кому и как это удавалось избежать? Жрецам и их обслуживающему персоналу! Древнее общество постоянно часть полученных продуктов отчисляло для представителей культа. Как показывают данные истории и этнографии, делалось это вовсе не по принуждению (Антонова, Раевский, 1984). Деятельность «царя», часто наделенного жреческими полномочиями, жреца рассматривалась как особая, расценивалась как обязательная, нужная для общества необходимость. Только в плохих фильмах «про древнюю историю» можно увидеть картинку: коварный и ненавистный жрец, всем мешающий, всем «портящий» жизнь, наконец-то побеждается героем. Справедливость восторжествовала! В фильме, конечно, но не в реальной исторической действительности. Труд жреца оценивался по всем меркам общества значительно выше труда любого другого труженика. Ведь жрец общается с богами, знает как никто другой время, когда будет дождь, знаает многое из того, что простому смертному знать не полагалось, да и что простой смертный не умел... |