Энеолитические культуры на Дону |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
Энеолит появился на Среднем Дону в середине IV тысячелетия до н.э. из степи. А принесли его степняки-скотоводы. Территория, с которой произошло проникновение, известна- Нижнее Подонье. Именно там сформировалась «нижнедонская энеолитическая культура», представители которой проникли на Средний Дон. Основа их хозяйства - коневодство. Конь давал этим племенам все: мясо, шкуры, был основой религиозных взглядов. Лошадь, кроме того, была непременным спутником скотоводов из-за ее особой роли при перекочевках. Ведь кочевники в пути и летом и зимой. При глубоком снеге конь копытами разгребает снег в поисках корма, а идущие следом козы, овцы подбирают то, что им досталось. Да и сами способны разгребать уже расчищенный лошадьми снег. Такая система организации зимнего кочевания называется «тебеневка» -зимний выпас лошадей. Ее сравнительно недавно, в XVII-XVIII вв.. применяли кочевники Азии. Но пока в нижнедонской культуре коневодов не найдено медных изделий! Это тот случай, когда эпоха пришла, а люди еще к ней не перешли. Дело в том, что переход к энеолиту, как, впрочем, и к другим эпохам, не может произойти одновременно и везде. Мы уже упоминали, какую роль при этом играет природная среда. Она способствует сохранению прежних традиций или рушит их. Нижнедонским коневодам просто не хватало металла. Медь использовалась еще очень редко, и то в качестве украшении. В таком положении находились многие племена энеолита, а не только представители нижнедонской культуры. На всех стоянках Среднего Дона нижнедонская керамика залегает в слое, который выше слоя позднего неолита. То есть она появляется на финальной стадии развития среднедонского неолита. Это, в частности, хорошо прояснилось в результате раскопок на стоянке Копанище 1. Что это за керамика? Она яркая и сильно отличается от неолитической. Сходство - только в оформлении дна: оно округлое, приостренное. Но уже появились сосуды с плоским дном. Они, эти днища, правда, по большей степени символические не для практического использования, поскольку очень маленькие по диаметру. Совсем по-другому оформлен верх сосуда: появляется так называемый «воротничок» - выделенный верх. Орнамент чаще всего нанесен оттисками гребенки, волнистыми линиями, а сам сосуд снаружи имеет следы расчесов каким-то предметом вроде гребенки. Возможно, тот же гребенчатый штамп-расческа. Коневоды нижнедонской культуры вступили в контакты с поздненеолитическими племенами Среднего Дона. Результатом этих контактов стало переплетение традиций в орнаментации керамики. Так, например, на стоянках по р. Тихая Сосна, на р. Битюг на стоянке у с. Черкасское встречены сосуды с воротничком, но имеющие ямочные вдавления. Этот признак (ямки) совершенно отсутствует в самой нижнедонской культуре. Что могло произойти в реальности, когда встречается такая смешанная орнаментация? Какие реальные события стоят за этим? Вспомним, что посуду изготавливали женщины. Рано или поздно напряженные отношения, война из-за угодий заканчиваются. Мир берет свое, и люди вступают на путь мирных отношений. Следствием этого становятся смешанные браки: мужчина одного племена берет себе жену из другого племени. Представим себе, что эти племена представляют и разные этносы (в нашем случае нижнедонские и поздненеолитические). Женщина, перейдя в род мужа, приносит собой традиции в орнаментации керамики. От нее требуют соблюдения местных правил, но ее прежние навыки на какое-то время остаются. И она время от времени наносит свой понятный ей орнамент. Он не может полностью вытеснить местный, этого ей сделать не дадут правила местных гончаров и тех, кто проводит религиозные обряды. Могильников нижнедонской культуры пока на Среднем Дону не найдено Да и на самом Нижнем Дону погребений, которые относят к этой культуре единицы. Так что обряд нижнедонцев изучен плохо. Во второй половине IV тысячелетия до н.э. нижнедонская культура распадается по каким-то неясным причинам. Одна часть обосновывается на Среднем Дону, другая расселилась в междуречье Дона и Днепра. Первая культура получила название «репинская» по хут. Репин на Дону (Синюк, 1971; 1981) Вторая - «среднестоговская» - по названию могильника на Днепре (Телегин 1873; Даниленко, 1974). Обе культуры продолжали традиции коневодства и были во многом схожими. В керамике продолжаются традиции энеолита. Сосуды остродонные или плоскодонные (дно маленькое по диаметру), верх выделен в «воротничок» Обе культуры объединяют и схожие черты в оформлении орнаментов на керамике. На посуде из Копанища 1, Дармодехинской стоянки (Тихая Сосна) Черкасской (Битюг) и других стоянок, принадлежащих обеим культурам это сходство отмечается в следующем. В глине присутствует примесь толченной раковины. Эта новая черта впервые появилась еще в керамике нижнедонской культуры, но там это - исключение. А здесь - правило. Очень часто по венчику наносится орнамент в виде ямок, а позднее - «жемчужины» и шнур. «Жемчужины» - условное название орнамента, который наносился вдавлением округлого предмета снаружи или изнутри сосуда. В результате на внешней стороне или внутренней глина образовывала выпуклость, которую и называют «жемчужиной». «Шнур» - орнамент в виде отпечатка веревочки, как если бы ее перед этим перекрутили в «узелки». Репинцы, которые в отличие от среднестоговцев формировались в границах более узких - на Среднем Дону, испытали на себе влияние позднего неолита. Это, в частности, нашло отражение в ямках на посуде репинцев, накол треугольниками, что свойственно местным племенам неолита. В настоящее время известно более сотни археологических памятников среднестоговской культуры. Сюда входят и стоянки из острогожского края -Копанище 1 и Копанище 2 (Васильев, Синюк, 1985, с.40-41). Орудия труда и украшения иногда делали из меди. Но это редкость. По-прежнему камень и кость использовались в основном для изготовления орудий труда и оружия. Это кремневые копья, каменные топоры, ножи. Из рога и кости делали боевые молоты, мотыги, тесла, гарпуны, рыболовные крючки. Племена среднестоговской культуры объединяет не только общее направление в развитии хозяйства, керамика, но и погребальный обряд. Впервые в неолите в донской лесостепи появляются яркие признаки обряда коневодов. Могильники среднестогонцев небольшие. Встречаются погребения как под небольшими насыпями, так и без них (грунтовые). Умерших хоронили в ямах удлиненно-округлой формы. Умершие лежат на спине с подогнутыми в коленях ногами (скоренно на спине). Головы ориентированы на восток и северо-восток. Встречается красная охра, иногда погребальный инвентарь. На Среднем Дону А.Т.Синюку удалось обнаружить один могильник среднестоговцев в урочище Дрониха на Битюге у с.Старая Тишанка Таловского района. Он располагался на многослойном поселении племен неолита нижнедонской культуры. Погребений немного - всего шесть, из них три парные. Одно погребение детское, остальные взрослые. Парные погребения состояли из захоронений мужчины и женщины. Скелеты лежат на спине скорченно головой на северо-восток. При них ничего не было, даже посыпки охрой. Рядом с могилами умерших были захоронены две собаки. Причем захоронены по обряду: животные были сверху посыпаны древесным углем и золой, а в яме находилась, кроме того, кремневая пластина. Ритуальные захоронения собак известны именно в среднестоговской культуре (Телегин, 1973, с. 44-45). Собаки играли большую роль в скотоводческих коллективах, как охранники стад, отар, табунов. Но погребения собак, специально устроенные для этого ямы, сам обряд встречаются по каким-то причинам только у коневодов-среднестоговцев. Их нет у репинцев, нет и в более позднее время у других кочевников, которые, надо думать, тоже почитали собак из-за их огромной роли в жизни скотоводов. Единичны случаи нахождения захоронений собак у племен одной из культур бронзового века, ведущей свое происхождение от энеолитического населения Подонья. Но там собаки захоронены не на площади кургана, а на поселении (Винников, Синюк, 2003, с. 70). При раскопках Черкасской стоянки неподалеку от нее был обнаружен небольшой курган высотой до 0,6 м и диаметром до 16 м. У местных жителей он назывался Иванов Бугор. В кургане при его раскопках было обнаружено 35 погребений с останками 42 умерших (Васильев, Синюк, 1985, с. 53-54). Здесь находились погребения и эпохи бронзы, и 18 вытянутых на спине погребенных. Плотно сведенные друг к другу руки и ноги позволили предположить, что умерших перед погребением спеленали. За исключением одного все захоронения одиночные. Ориентировка в большинстве случаев - восток и юго-восток. При этом для большей части погребений отмечается ориентировка головами или ногами к центру кургана. В единичных случаях встречены меловая посыпка, охра. Найдены в нескольких погребениях бусы на поясе, запястье, у черепа из раковин, костяной гарпун. У одного из умерших находился какой-то предмет из тонкого круглого листа меди. Но он полноокислился и при попытке извлечь его из грунта рассыпался кусочками окислов . Среди обнаруженных погребений выделяются те, которые сопровождались лепными глиняными сосудами. Керамика круглодонная, венчик выделен и утолщен. Вся внешняя поверхность покрыта или ямками, либо "рамками" прямоугольной формы. Что интересно, нет примеси раковины в глине характерной черты репинцев! Снова оказалось соединение традиций позднего неолита и энеолита. И.Б. Васильев и А.Т. Синюк датируют погребения финалом III тысячелетия до н.э. на основании сопоставления его с другими культурами энеолита-бронзы (Васильев, Синюк, 1985, с. 56-57). Открытие погребений на Ивановом Бугре впоследствии привело А.Т. Синюка к открытию целой культуры - ивано-бугорской. Но о ней будет отдельный разговор, когда мы будем рассматривать каменный лабиринт, обнаруженный у хут. Мостище на Потудани, созданный, вероятно, ими.. |