Копанищенские неолитические стоянки |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
По берегу мерно текущей красивой Тихой Сосны с изумительно чистой водой продвигается небольшая группа студентов во главе с Арсеном Тит-рановичем. Сегодня день особенный. Предстоит впервые начать раскопки неолитической стоянки, которую еще никто не исследовал. Правда, судя по находкам керамики в обрыве речки здесь жили не только племена неолита-но и медно-каменного, бронзового. Но сейчас археологов интересует неолит. Уже знают: он находится в нижнем слое стоянки, до которого не так уж и много по археологическим меркам - не более метра. Местные пацаны с удочками на время оставляют взглядами свои неподвижные поплавки и смотрят на проходящих людей с лопатами. - Во, видал, геологи! - Не, не геологи... Археологи! - Какая разница? - Так геологи, они руду ищут, а археологи горшки. - Во! Зачем они им, горшки-то. В них золото что ль? - Не знаю, вроде без золота... - А чего же они их ищут? - Да откуда я знаю, спроси сходи... Через час после начала работы пацаны, спрятав удочки в камышах, ватагой жмутся у раскопа. В глазах любопытство и ожидание. Вот-вот что-то откопают такое, что «ого какое». Но ничего такого все нет и нет. - А что, пацаны, слабо лопатой поработать? - спрашивает кто-то из студентов. Несколько человек с удовольствием принимают приглашение — и в раскоп. Остальные некоторое время смотрят на «свихнутых» собратьев, но потом разделяются. Часть идет помогать, и только двое пошли продолжать ловить пескарей. Кажется, как мало надо для того, чтобы юная и ничего не знающая про археологию ребятня приобщилась к общему делу и приобщила себя к науке! На следующий день они предпочли рыбалке возню с лопатой, искали черепки посуды и радовались, что нашли кусок горшка, которому (подумать только!) аж семь тысяч лет! В таких случаях как никогда понимаешь, как мало у нас делается для приобщения ребят к истории своего родного края. В каждой школе найдется не один лозунг вроде «Люби свой родной край!». И этим лозунгом часто все и заканчивается. А ведь это они - будущие инженеры-строители, механизаторы и руководители хозяйств. Это им надлежит охранять и не разрушать то, о чем они с детства должны иметь представление, понимание! Тогда не будет бездумного уничтожения нашей истории. Срытия курганов, «потому что мешают», уничтожения древних стоянок, потому что именно «тут надо создать карьер». К слову сказать, немало школьников, прошедших вот такие полевые «ликбезы» стали не только учителями истории, литературы, инженерами, милиционерами и руководителями хозяйств, но к тому же археологами, пусть и не по специальности, а «археологами в душе». А это значит многое. Через лопату понимаешь значение чужого труда и проникаешься к нему уважением. Понимаешь, что это не забава, а серьезное дело. Уважаешь тех людей, которые ради раскрытия маленькой странички древней истории живут в палатках, кормят комаров и мокнут под дождем. И хотя их это не пугает, начинаешь понимать важность этого действа. Сколько познавших нелегкий (по-своему) археологический труд стали помощниками археологов, сами ими не являясь... |