Из-за острова на стрежень... |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
Среди интересных и загадочных археологических находок в Подонье являются лодки, выдолбленные из целого куска дерева. Интересными они представляются и для праздного любопытства (как это древние и на чем плавали по Дону-батюшке и его притокам?) и для ученых как свидетельства древнего рыболовства и речных транспортных средств. Почему загадочными? Потому что это тот случай, когда определить время создания этих однодеревок не так просто. Ведь совсем недавно, какие-то несколько десятков назад, однодеревки делали во многих селениях по Дону да и делают сегодня. И они мало чем отличаются от тех, которые когда-то делали рыболовы неолита. Но пойдем по порядку за расследованием этого вопроса. Сегодня, по далеко неполным данным, на территории России известно более двадцати древних лодок, выдолбленных из одного дерева. На Верхнем и Среднем Дону подобных находок шесть (Золотарев, 2005, с. 81). Лучше всего сохранились три деревянных челна, найденные на сравнительно небольшом участке Дона от с. Урыв Острогожского района до с. Щучье Лискинского района. Два из них были подняты со дна реки - один у с. Урыв, другой у с. Щучье в 1911 г. Щучьенский челн по воспоминаниям старожилов с. Щучье был выдолблен из ствола дуба. Его вытащили на берег и со временем он, никому не нужный, разрушился.
Другому челну, найденному у с. Щучье в 1954 г. работниками местного пароходства, повезло больше. Сотрудникам Воронежского краеведческого музея удалось замерить челн, несмотря на его повреждения, и определить основные размеры. Лодка имела длину 7,55 м, ширину чуть более полуметра. В лодке находились пазы для крепления деревянных перемычек, вероятно, использовавшихся как сиденья. На челне не было приспособлений для крепления весел, поэтому гребли, как, впрочем, и сегодня, отдельными веслами. Или челн приводился в движение шестом. Обнаруженный челн был датирован III-II тыс. до н.э. В 1956 г. В.А. Афонюшкин с сотрудниками Воронежского краеведческое музея обнаружил неподалеку от находки 1954 г. еще один челн. Этот был сильно поврежден, но удалось установить его длину в 6,23 м. Он был изготовлен из дубовой колоды диаметром 60-70 см. Исследователи (В.А. Афонюшкин, М.Н. Грищенко) определили время челна по геологическому слою в котором он был обнаружен, - конец III - начало II тыс. до н.э. Этот челн хранится сегодня в Воронежском краеведческом музее. Фрагмент древесины челна был подвергнут радиоуглеродному анализу в лаборатории Института археологии Российской академии наук. Была получена дата: 206-286 гг. до н.э. (Золотарев, 2005, с. 88). Вместе с тем следует иметь в виду, что радио углеродные даты тогда вызывают доверие, когда производится не один анализ, а несколько. Один же анализ, причем одной части челна, может давать сбои, и значительные. В 1992 г. сотрудники Лискинского пароходства во время чистки фарватера Дона нашли челн. О находке краевед с. Урыв П.М. Терещенко сообщил в Острогожский музей. Сотрудники музея во главе с директором музея Л.И. Московой сделали все, чтобы челн сохранить, так как консервировать его не было финансовых возможностей. Челн по воде был переправлен в Тихую Сосну, помещен в металлическую трубу, которую наглухо заварили сваркой и... затопили у г. Острогожска. Этот челн ждет своего исследователя. П.М. Терещенко измерил челн: длина оказалась в пределах 9,5 м, ширина у носа 65 см, у бортов 1,1 м. Лодка изготовлена из дуба диаметром 90-110 см. К какому времени относится это судно, не ясно. Для этого необходим радиоуглеродный анализ или анализ уровня залегания в геологических пластах. Как изготавливали подобные челны, да еще из дуба, крепкой для обработки породы? На самих челнах следы обработки не сохраняются из-за времени. Но этот пробел можно восполнить этнографическими данными. Для облегчения работы при изготовлении челна широко применялось выжигание древесины горящими углями. Регулировали места горения мокрой травой, тряпьем. Обугленную древесину выскабливали каменными или металлическими теслами, топорами. На выделку таких лодок уходило 5-6 месяцев, а грузоподъемность достигала 5 тонн! Выдалбливали лодки также теслами, топорами без выжигания. Каменные и металлические тесла, топоры археологи находят на поселениях неолита-средневековья. Исследователи выделяют два основных приема в изготовлении челнов. Срубленное дерево (это мог быть не только дуб, но и липа, осина и другие породы) обрабатывали путем долбления, выжигания, придавая нужную форму. Затем колоду распаривали и с помощью кольев разводили борта. Так поступают сегодня, например, в с. Шестаково Бобровского района. Другой способ требовал времени - от двух до пяти лет и применяли на побережье Белого моря. Способ оригинален. В растущее дерево загоняли клинья и вколачивали их время от времени все глубже. Дерево росло приобретая нужные контуры лодки. Меняли колья, вставляли подпорки так, чтобы в будущей лодке было меньше работы по выдалбливанию. Через несколько лет дерево срубается, оставшаяся древесина вырубается, выжигается. Лодку пропитывают водой, затем разводят легкий огонь и распаривают ее и при помощи деревянных распорок дают ей нужную форму. На такие челны набивали выделанную кожу морского зверя. Конечно, река во все времена давала пищу и приют всем, но особенно рыболовам. Они в первую очередь не могли обойтись без челна. Но также нужны были эти средства и населению скифского времени, славянам Дона, населению салтово-маяцкой культуры. Сколько еще челнов на дне рек и в толще еще не размытых берегов. Вдруг повезет и из берега вдруг высунется челн, будто из-за поворота древней реки... Не спеши его вынимать. Ничего путного из этого невыйдет. Челн переломится, как это неоднократно бывало, а потом сгниет от ненужности... Сообщи в музей, в археологическую службу. Вдруг челн древний и его удастся реконструировать и датировать |