Погребения. Или как негроиды, монголоиды и европеоиды собрались поохотиться на мамонта |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
Погребальный обряд дает возможность узнать многое из того, чего нет на поселениях. Особенно о духовной жизни человека, его мировоззрении. Без этого жизнь древнего человека предстает знания только с одной стороны - материальной. И волей-неволей охотник на мамонта в наших глазах -строитель жилищ, охотник и собиратель, создатель каменных орудий труда, но... Не хватает нам для «человеческой характеристики» палеолитического человека его духовных познаний, его отношения к миру, жизни и смерти, взглядов на себя и свое окружение... Конечно, изучая погребальный обряд, например, скотоводов бронзового века (III-II тысячелетий до н.э.) археолог далеко не все может выяснить. Но многое может, потому что есть погребения, по ним в какой-то мере восстанавливается не только погребальный обряд скотоводов, но и мировоззрение, духовный мир. Приходится только сожалеть, что для огромной, самой длительной эпохи человеческой истории погребального обряда почти нет! На всю территорию Западной и Восточной Европы известно только пять погребений верхнего палеолита! Может, обряд сам по себе еще не сложился? Да нет, мы имеем дело с развитым обществом, для которого обряд погребения должен был быть. Можно объяснить недостаток погребений верхнего палеолита сравнительно малыми масштабами раскопок, но вероятнее всего другое. Обряд этот археологически уловить трудно или вовсе невозможно. Вполне вероятно, что он предусматривал для большинства членов коллектива захоронения без использования вырытых в грунте ям, например, выставление трупа на поедание диким зверям и птицам. Такие и подобные м обряды известны в более позднее время. Археологически уловить такой обряд просто невозможно. И только в каких-то особых случаях могли похоронить умершего в погребальной яме, и тогда археолог может произвести исследование обряда,а антропологи выяснят особенности физического строения скелета. Из пяти обнаруженных погребений три найдены в Костенках и два во Владимирской области на стоянке Сунгирь (о них уже говорилось ранее). Два погребения в Костенках относятся ко времени ранней поре палеолита, одно - к более позднему времени - к средней поре. Рассмотрим эти погребения подробнее. Мальчик 5-6 лет захоронен в овальной формы могиле, устроенной на полу жилища. Дно посыпано красной охрой и на нее уложена кучка желтой глины. На глину был посажен умерший в связанном виде. В яме находились: костяная лопаточка, 55 кремневых изделий, костяная игла с ушком, костяное лекало. У мальчика была одежда, а на его головной убор, видимо, в виде шапочки были нашиты рядами 153 просверленных зуба песца (вспомним, что сунгирцы тоже оформляли одежду и головные уборы клыками этого зверя). Могила перекрыта сверху лопаткой мамонта и, возможно, засыпана землей. Это погребение самое древнее в Восточной Европе. Другое погребение - мужчина 25 лет, также связан: руки притянуты к груди, колени к животу, пятки к тазу. В таком положении его, видимо, положили в яму, посыпанную охрой.
Третье, самое позднее погребение было устроено в жилище, в овальной яме, обложенной костями мамонта. Здесь также находился мужчина (50 лет) в связанном виде. Предметов погребального инвентаря при нем не оказалось. Что же говорят археолога об этих погребенных? Скажем сразу, что информации немного, а ее прочтение - нелегкое дело. Плохо зная духовный мир того общества, трудно расшифровать те или иные археологические признаки. Приходится проводить аналогии с более поздними представлениями людей других обществ. Но, задаст вопрос любознательный и внимательный читатель, в таком случае мы отрываемся от реальной действительности: сравниваем первых земледельцев и охотников на мамонта! Но что делать? С чем еще сравнивать? Это, конечно, не ответ. Но отметим, что духовная культура, которая, без сомнений, зависит от материальной, все же не всегда ей подчиняется! Иначе говоря, в духовной культуре есть такие стороны, которые не зависят от того, охотник ты на мамонта, земледелец или скотовод. Например, представления о продолжении жизни после смерти - всеобщее явление, и оно не зависит от направления хозяйственной деятельности. Другое дело, что в мир рыболов «уплывает на лодке», а кочевник «уезжает на кочевой повозке». Но это, как говорится, уже детали к общей картине.
Здесь нам, читатель, не уйти от ответа на вопрос о назначении погребального обряда. Иначе говоря, зачем он, этот обряд? Среди современных исследователей погребального обряда сложились два основных мнения по этому вопросу. Часть ученых объясняет появление погребального обряда результатом борьбы двух инстинктов человека: 1) стремление к опрятности, чистоте и необходимости в связи с этим удалить мертвое тело от живых; 2) стремление оставить умершего при себе, что объясняется привязанностью к нему или страхом перед умершим, который может нанести вред живым (Токарев, 1964). Большинство же исследователей придерживается другого мнения, которое находит все большее подтверждение в истории, этнографии и археологии. Согласно этому взгляду погребальный обряд появляется как действия, направленные на переход души человека из одного состояния в другое. Обрядовые действия направлены на обеспечение посмертного существования души, перехода из мира живых в мир мертвых, до ворот загробного царства (Геннеп, 1999; Пропп, 1986; Кияшко, 2002 и др.). К этому обряду «перехода» мы будем постоянно возвращаться при характеристике погребений разного времени. А сейчас посмотрим с этой точки зрения на палеолитические погребения. Обратим внимание на место захоронений - в жилище. Вряд ли у охотников верхнего палеолита были иные представления о месте захоронения, чем у более поздних коллективов людей. У самых разных народов древности погребение человека в жилище означало одно и то же: земная жизнь продолжается и после смерти. Эти представления требовали хоронить умершего в одежде, положения в могилу тех предметов, которые были ему необходимы. На самых ранних ступенях подобных представлений предметы клались реальные, которыми пользовались в повседневной жизни. В более позднее время начинается постепенная замена целой вещи на ее часть. Например, в могилу укладывали не лук и стрелы, а только стрелы, которые символизировали положение и лука; не полную уздечку коня, а лишь ее часть и т.д. По каким-то причинам предметы для потусторонней жизни палеолитических охотников требовались не всем (двое мужчин захоронены без какого-либо инвентаря). Такое практиковалось и в более поздних обществах. Но с чем это связано в данном конкретном случае, установить невозможно. Устройство могилы в жилище практиковалось и в первых земледельческих обществах. Тогда еще не было отдельных кладбищ, курганов. В полу жилищ устраивались могилы, перекрывались настилами, и жизнь в жилище продолжалась. Это были первые и, вероятно, самые древние для человека современного вида представления, когда умершего пытались «сохранить» для коллектива. Стоит только гадать о причинах сидячего положения в одних случаях и лежачего в других, скорченного и связанного в одном и вытянутого на спине в свободном положении в другом. Здесь версий может быть настолько много, что реальность в них просто растворяется. Интересные и необычные данные дали антропологические исследования скелетов из Сунгиря и Костенок. Взрослый «вождь» в Сунгире еще «не оформился» с точки зрения его расовых признаков. Его череп имеет черты монголоидности, что-то от предков североамериканских индейцев... У сунгирского мальчика отмечены негроидные или неандертальские черты! Девочка -с явными неандертальскими чертами! Мальчик из Костенок-явный кроманьонец, а вот мужчина 25 лет - с негроидными чертами! (Палеолит СССР, 1984, с. 232-233). Вот уж диво, так диво, скажет читатель, негр - охотник на мамонта! Что же оказывается в итоге? А в итоге оказывается, что снова «все смешалось в доме Облонских». Такое впечатление, что все еще только начинается, антропологический тип только оформляется. Оформился ли, и в какую сторону? Ответа на этот вопрос нет, так как нет антропологических данных. А нам лишь остается гадать: откуда и зачем на Среднем Дону взялся негроид и как он жил с монголоидом и европеоидом? Еще одна интересная деталь: неандертальские черты! Сегодняшняя наука накопила столько фактов, что многие ученые отказались от эволюционной теории Дарвина о происхождении человека. Долгое время предком человека считался неандерталец. Затем, по этой теории, произошел скачок к человеку современного вида. Сегодня доказано: неандерталец не эволюционизировал в сторону человека современного вида, а деградировал! Ранние неандертальцы более соответствуют теории эволюции, чем поздние, более близки к человеку современного вида. Еще одно: человек современного вида, оказывается, сосуществовал вместе с неандертальцем, охотился на него и в конце концов, видимо, и истребил его как своего конкурента А ДНК неандертальца и кроманьонца совершенно не совпадают. Что же тогда выходит? А выходит, что неандертальские черты у кроманьонцев не только возможны. Они могут быть объяснены не только с точки зрения эволюционной теории (происхождение кроманьонца от неандертальца), а «внебрачными» связями неандертальцев и кроманьонцев. Со временем эта неандертальская примесь вытесняется с исчезновением неандертальцев. Археологи неоднократно обращают внимание и на присутствие мустьерских традиций в кроманьонской материальной культуре- приемах обработки камня. Ничего удивительного здесь нет, если мы признаем совместное сосуществование «опытных» камнетесов-неандертальцев и «неопытных» еще кроманьонцев, воспринявших неандертальскую технику обработки камня. Но постепенно от нее освободились вовсе. Об этом постепенном или скачкообразном «освобождении» наглядно говорят костенковские стоянки.
Справедливости ради скажем, что приписывание Чарльзу Дарвину стройной теории происхождения человека от обезьяны страдает преувеличением. Ученый лишь сделал предположение о возможном применении его эволюционной теории животного мира по отношению и к человеку. Но никогда этого не доказывал и на этом не настаивал! Будучи человеком религиозным, он свое предположение замаливал в молитвах в церкви, так как его высказывание означало: ученый усомнился в божественном происхождении человека. Сегодня, как и десятки лет назад время от времени появляются сенсационные открытия: найдена переходная ступень от человекообразной обезьяны к человеку! Но проходит время, и от этой сенсации ничего не остается, что-то не подтверждается, что-то отпадает... А ученые все больше обращаются к Библии, пытаясь расшифровать загадочную информацию о происхождении человека... |