Откуда ты, казак лихой? |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
Слово «казак» появляется в русских документах в XV в., распространение получает в первой половине XVI в. Для того времени это «вольный, гулящий человек». Источник существования «вольного» казака - грабеж. При этом, кого грабить, тоже не имело значения, караван ли иранского шаха или ордынцев, или русского царя. Национальная принадлежность казака тоже не имела значения - татарин, русский, поляк, литовец... В первой половине XVI в. сообщается о казаках, записавшихся на службу к Москве. Казаки после поступления их на службу занимали самое низшее место в служебной лестнице, выполняя роль гонцов, сопроводителей послов (Загоровский, 1991, с. 87). Казаки, не служившие ни Москве, ни Польше, ни Литве имели только одну родину - Поле, территорию в начале XVI в. южнее Оки и до Крыма. Они знали эту местность как свои пять пальцев. Здесь были их охотничьи и рыболовные угодья. Здесь они бились со своими противниками татарами, с которыми то воевали, то мирились. Но это XVI век. А что же раньше? Может, корни казачества, вольных, гулящих людей уходят куда глубже в историю? До сих пор ведется спор между историками казачества о том, откуда появились донские казаки - с Нижнего Дона (низовых) или Среднего (верховых). Где-нибудь в Ростове-на-Дону вам скажут определенно и без сомнений - конечно, от низовых! Но вот данные о Червленом Яре показывают, что казачество как свободное или полусвободное территориально-общинное объединение, не исключено, имеет среднедонские корни. Здесь, на Среднем Дону, жили еще задолго до появления самого названия «казак» люди, которым была свойственна относительная вольница. Выполняя часть работы на ордынцев, эти люди, причем не только русские, но и татары, мордва, находились лишь в относительной зависимости от Орды. В 1880 г. исследователь казачества Северного Кавказа И. Попко опубликовал книгу о гребенских казаках, живших на Тереке. Традиционно считалось, что гребенские казаки произошли от низовых в результате переселения. И. Попко привел содержание рукописи из собрания гребенского генерала Ф.Ф. Федюшкина. Это было местное предание о гребенских казаках. Публикация вызвала бурные споры. Было о чем поспорить! В предании говорилось, что изначально гребенские казаки жили в «волости Червленый Яр», а их ядро составляли рязанские казаки. Одни обвинили И. Попко в фальсификации, другие поддержали. Но потом стали появляться «новости» в деле гребенцев. Выяснилось, в частности, что говор гребенских казаков отличается от говора низовых донских казаков. Но найдено сходство с некоторыми крестьянскими говорами воронежского края (Караулов, 1912, с. 107-108; Ткачев, 1910). А в конце XVIII- начале ХIХ в., по воспоминаниям стариков, у гребенских казаков сохранялся обычай брать в жены девушек из южных краев Воронежской губернии (Ткачев, 1910, с. 2). Так что происхождение донского казачества с территории Среднего Дона - реальность, которую требуется исследовать и дальше. Уже в середине XVI в. происходит быстрый рост донского казачества за счет беглых крестьян Московии. В 1585 г. построена крепость Воронеж, и начинается постоянная сторожевая служба с выездами «в поле». Маршруты сторож проходили и по территории острогожского края. Источники молчат о судьбе оставшегося населения Червленого Яра. Скорее всего «неподвластных» Москве просто изгоняют. Свободные берега рек Тихая Сосна, Девица, Потудань занимаются «ухожьями», основанными подвластными Москве выходцами из северных местностей. Изучение истории Червленого Яра подводит нас и к другой острой и спорной проблеме об участии неславянских народов (для населения воронежского края тюрок и представителей финно-угорской семьи народов) в складывании народа русского. Это одна из самых сложных проблем этнографии и истории. К ней подключились археологи, антропологи, филологи. По этому вопросу высказывались разные точки зрения - от мнения о полной «чистоте» русских до мнения о растворении их особенностей в среде тюрко-язычных и финно-угорских народов. Вспомним, что через донские просторы с эпохи Великого переселения народов проходили или оставались здесь на какое-то время тюркоязычные народы Азии. Местное население (славяне, финно-угры) не могло остаться в стороне от связей с тюркоязычным миром. Каким было это влияние, как оно сказалось на наших предках - вопрос не простой и ждущий своих исследователей. Но уже сейчас, после рассмотрения нами краткой истории Червленого Яра, становится ясным, что и тюрки, и славяне, проживавшие совместно на одной территории, не могли не смешиваться друг с другом. Это могло происходить путем заключения браков. И в этом нет ничего удивительного и особенного. Такие браки и в более позднее время и в наше - не редкость. Ну а что же с «Диким полем» и сообщением Игнатия Смольнянина? Наивно было бы думать, будто Москва, расширяя свои владения все далее на юг к Черному морю, не проработала бы в деталях свой план. Ведь движение на юг приводило к осложнениям с Турцией, крымскими татарами. И тут было бы очень важным представить осваиваемые территории как «пустыни», свободные от какого-либо населения. Не этим ли руководствовались московские летописцы, сообщая читателю о «диком поле», «безлюдной территории»? Стремление писать в угоду правящим московским князьям - черта московских летописцев, хорошо известная историкам. Желая оправдать незаконный захват московскими князьями великокняжеского престола (они были младшими в роду), действия московских князей по утверждению своей власти, летописцы по указанию своих покровителей изменяли в угоду им старые тексты летописей, вносили «нужные» поправки. История, таким образом, представлялась такой, какой ее хотели видеть в Москве. К числу таких сообщений могло принадлежать и сообщение Игнатия. Сам он остался в Византии, книжка с записями попала в чьи-то руки. Известно, что первоначальный текст переделывался, «удлинялся», в особенности там, где речь идет о «запустении». Те, кто переписывал сообщения Игнатия, как это видно по тексту, слабо разбирался в географии Дона. Но зато усердно добавлял предложения о «запустении». «Пусто все» или «пустыня великая» повторяется трижды, тогда как у Игнатия об этом сказано только однажды. Нет у путешественника и длинного перечня животных и птиц, навевающих уныние и печаль, подчеркивающих безлюдность мест. |