asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка



Вы находитесь здесь:Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. ->Где находились монастыри червленоярцев? Воронеж

Где находились монастыри червленоярцев?
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М.

 

И все же сейчас кое-что проясняется с монастырями Червленого Яра. На Дону и его многочисленных притоках в настоящее время известно более 50 пещер, вырытых людьми в мелу. Интерес к меловым пещерам по берегам Дона и его притокам появился уже в XVIII в. Академик С.Г. Гмелин в 1769 г. осмотрел Дивногороский монастырь, сделал краткое описание пещер и ме­ловых див (Гмелин, 1771).

В XIX в. пещеры заинтересовали многих - первого воронежского кра­еведа, историка, библиографа, впоследствии митрополита Киевского Е.А. Болховитинова (Болховитинов, 1800), П.В. Никольского - члена Во­ронежского церковно-археологического комитета (Никольский, 1910), археолога-любителя Д.М.Струкова, основателя Воронежского краеведчес­кого музея священника С.Е. Зверева (Зверев, 1899), секретаря Воронежс­кого губернского Статистического комитета археолога и краеведа Л.Б. Вейнберга (Вейнберг, 1891), Г.М. Веселовского (Веселовский, 1867) и других. Наибольший интерес вызывала Дивногорская группа пещер, так как она соседствует с Маяцким городищем. Когда Н.Е. Макаренко в 1907-1909 гг. был на Маяцком городище, он делает зарисовки, фотографирует Дивногорские пещеры. Фотографии Н.Е. Макаренко представляют собой большую ценность, так как на них изображены ныне отсутствующие участки пещер (разрушены или засыпаны) (Степкин, 2005, с 5).

172Истории пещеростроительства в Острогожском уезде посвятил одну из своих работ В.Н. Тевяшов (Тевяшов, 1902). Это был один из первых серьез­ных трудов по донским пещерам. В нем подробно рассказывается история Шатрищегорского, Дивногорского, Белогорского пещерных монастырей. В.Н. Тевяшов попытался выяснить время со­здания этих пещер. Самыми древними он счи­тал пещеры в Больших Дивах, так как, по его мнению, они были созданы жителями Маяцкого городища.

По поручению XI Археологического съезда Л.М. Савелов провел археологическую развед­ку в 1899 г. в Коротоякском уезде. На этой кар­те отмечена пещера у с. Коротояк.

Уже в XIX в. первые исследователи меловых пещер начало их создания уводили в далекое прошлое. К первым векам нашей эры относил пещеры Д.М. Струков, поскольку они были по­хожи на раннехристианские храмы. Этого же мнения придерживался С.Е. Зверев. А.А. Спицын так отозвался о принадлежности пещер: «Ничто не препятствует признать Маяцкие пещеры предположительно Аланскими, как и другие донские, а с ними и донецкие» (Спицын, 1909). Возникают идеи и о славянской принадлежности пещер.

Интерес к пещерным храмам снова возрос в последнее время после не­которого затишья эпохи СССР. До начала XX в. в пещерах жили и молились монахи, ушедшие от мирской жизни. Сейчас в основном одни засыпаны, другие обвалились, часть существует сегодня как действующие монастыри (Дивногорский, Белогорский, Костомаровские пещеры).

В прошлом столетии снова и снова возникают предположения о более раннем возникновении пещер, чем их время возникновения определяет на­ука (XVII в.). Историк А.О. Амелькин высказывает мнение о возникновении Дивногорского монастыря в ХIII-ХIV вв., в период Червленого Яра (Амель­кин, 1995). Ю.Ю. Шевченко, исследователь меловых пещер, изучая архитек­туру пещер и ее истоки приходит к выводу о сооружении пещер в Подонье не позднее VIII в. (Шевченко, 2004). Интересные результаты дало обследо­вание В.В. Степкиным меловой разрушенной пещеры у с. Силявное на Дону. В культурном слое пещеры Виталий Викторович обнаружил несколько об­ломков глиняных горшков VIII-Х вв., вероятно боршевской или салтовской культуры. Можно, конечно, по-разному оценивать, как керамика боршевцев попала в пещеру. Но факт остается фактом.

Что же мешает признать реальным ранний этап пещеростроительства на Дону? Отсутствие надежных фактов. Не несколько стенок горшка боршевцев, возможно, и случайно попавших в пещеру, а хорошая серия керами­ки, связанная с культурными слоями пещеры. И желательно не одной-двух, а нескольких. Нужны более надежные «архитектурные доказательства» раннего христианства. Что делать, наука признает лишь такие, надежные факты. Их, к сожалению, не хватает и поэтому предположения пока слабо документированы. Но мы вправе предполагать, что монастыри, о которых говорили митрополиты, вероятнее всего и были в этих меловых пещерах.



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта


-->
Яндекс.Метрика