Где находились монастыри червленоярцев? |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
И все же сейчас кое-что проясняется с монастырями Червленого Яра. На Дону и его многочисленных притоках в настоящее время известно более 50 пещер, вырытых людьми в мелу. Интерес к меловым пещерам по берегам Дона и его притокам появился уже в XVIII в. Академик С.Г. Гмелин в 1769 г. осмотрел Дивногороский монастырь, сделал краткое описание пещер и меловых див (Гмелин, 1771). В XIX в. пещеры заинтересовали многих - первого воронежского краеведа, историка, библиографа, впоследствии митрополита Киевского Е.А. Болховитинова (Болховитинов, 1800), П.В. Никольского - члена Воронежского церковно-археологического комитета (Никольский, 1910), археолога-любителя Д.М.Струкова, основателя Воронежского краеведческого музея священника С.Е. Зверева (Зверев, 1899), секретаря Воронежского губернского Статистического комитета археолога и краеведа Л.Б. Вейнберга (Вейнберг, 1891), Г.М. Веселовского (Веселовский, 1867) и других. Наибольший интерес вызывала Дивногорская группа пещер, так как она соседствует с Маяцким городищем. Когда Н.Е. Макаренко в 1907-1909 гг. был на Маяцком городище, он делает зарисовки, фотографирует Дивногорские пещеры. Фотографии Н.Е. Макаренко представляют собой большую ценность, так как на них изображены ныне отсутствующие участки пещер (разрушены или засыпаны) (Степкин, 2005, с 5). Истории пещеростроительства в Острогожском уезде посвятил одну из своих работ В.Н. Тевяшов (Тевяшов, 1902). Это был один из первых серьезных трудов по донским пещерам. В нем подробно рассказывается история Шатрищегорского, Дивногорского, Белогорского пещерных монастырей. В.Н. Тевяшов попытался выяснить время создания этих пещер. Самыми древними он считал пещеры в Больших Дивах, так как, по его мнению, они были созданы жителями Маяцкого городища. По поручению XI Археологического съезда Л.М. Савелов провел археологическую разведку в 1899 г. в Коротоякском уезде. На этой карте отмечена пещера у с. Коротояк. Уже в XIX в. первые исследователи меловых пещер начало их создания уводили в далекое прошлое. К первым векам нашей эры относил пещеры Д.М. Струков, поскольку они были похожи на раннехристианские храмы. Этого же мнения придерживался С.Е. Зверев. А.А. Спицын так отозвался о принадлежности пещер: «Ничто не препятствует признать Маяцкие пещеры предположительно Аланскими, как и другие донские, а с ними и донецкие» (Спицын, 1909). Возникают идеи и о славянской принадлежности пещер. Интерес к пещерным храмам снова возрос в последнее время после некоторого затишья эпохи СССР. До начала XX в. в пещерах жили и молились монахи, ушедшие от мирской жизни. Сейчас в основном одни засыпаны, другие обвалились, часть существует сегодня как действующие монастыри (Дивногорский, Белогорский, Костомаровские пещеры). В прошлом столетии снова и снова возникают предположения о более раннем возникновении пещер, чем их время возникновения определяет наука (XVII в.). Историк А.О. Амелькин высказывает мнение о возникновении Дивногорского монастыря в ХIII-ХIV вв., в период Червленого Яра (Амелькин, 1995). Ю.Ю. Шевченко, исследователь меловых пещер, изучая архитектуру пещер и ее истоки приходит к выводу о сооружении пещер в Подонье не позднее VIII в. (Шевченко, 2004). Интересные результаты дало обследование В.В. Степкиным меловой разрушенной пещеры у с. Силявное на Дону. В культурном слое пещеры Виталий Викторович обнаружил несколько обломков глиняных горшков VIII-Х вв., вероятно боршевской или салтовской культуры. Можно, конечно, по-разному оценивать, как керамика боршевцев попала в пещеру. Но факт остается фактом. Что же мешает признать реальным ранний этап пещеростроительства на Дону? Отсутствие надежных фактов. Не несколько стенок горшка боршевцев, возможно, и случайно попавших в пещеру, а хорошая серия керамики, связанная с культурными слоями пещеры. И желательно не одной-двух, а нескольких. Нужны более надежные «архитектурные доказательства» раннего христианства. Что делать, наука признает лишь такие, надежные факты. Их, к сожалению, не хватает и поэтому предположения пока слабо документированы. Но мы вправе предполагать, что монастыри, о которых говорили митрополиты, вероятнее всего и были в этих меловых пещерах. |