Рисунки на меловых блоках |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
Среди находок на Маяцком городище - рисунки, сделанные на крепостных меловых блоках. Их накопилось множество. Что на них? Всадники рыбы, животные, поединки воинов, непонятные знаки. Остается неясным вопрос, кто их наносил и зачем. С.А. Плетнева, изучив многочисленные знаки, рисунки и надписи, пришла к выводу, что их наносили в основном воины крепости. Имея достаточно свободного времени они от нечего делать рисовали на стенах (Плетнева 1984, с. 91). На чем основывается такой взгляд? Последуем за рассуждениями Светланы Александровны, в которых есть рациональное зерно: «Судя по расположению рисунков, эти воины несли караул по низу стены - вдоль ее внешней стороны и по верху- вдоль зубцов. Скопления рисунков и знаков показывают на постоянно охраняемые места -у ворот и у южного угла. Не исключено, что факт территориальной близости рисунков, сделанных одной рукой, может быть свидетельством закрепления определенного участка стены за конкретным воином. Интересно, что на нижних камнях стены до сих пор не обнаружено ни одной надписи...Внизу дежурили простые воины, вверху-более привилигерованные, знающие грамоту люди, своеобразный "офицерский состав". Они...лучше владели изобразительными приемами, поэтому их рисунки отличаются большей тщательностью и сложностью композиции" (Плетнева, 1984, с.91-92). Среди изображений имеются изображения тяжеловооруженных воинов с копьем и саблей. Панцири, покрывающие коня, ни разу не были открыты археологами. Возможно, это связано с тем, что такие погребения еще не обнаружили, потому что это вооружение - ханское. А каганов и ханов (предводителей отдельных кочевых орд) хоронили не на общих кладбищах, а в степи и тайком. Так, укрывая могилы знати, поступали и монголы. Путешественник Марко Поло так пишет об этом: «Всех великих государей, потомков Чингисхана, знайте, хоронят в большой горе Алтай; и где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за сто дней пути от той горы, его привозят туда хоронить» (Книга Марко Поло, с. 88). Имеются и изображения ритуальных плясок. Лица обнаженных мужчин покрыты масками. По рисункам выделяются даже две породы коней: одни длинноногие, с маленькими головами; другие - коротконогие с большими головами. Здесь и изображения верблюда- караванного животного, коз и коров - основных животных стада салтовцев и поданным палеозоологии. В.Е. Флеров рассматривает рисунки с иной стороны, как отражение магии (Флеров, 1997, с. 43). Где скрыта истина, пока неясно. |