Гончарное дело |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
Гончарные мастерские были открыты не на площади поселения и не на территории крепости, а на границе поселения - на склоне оврага. Вероятно, им отводилось специальное место (Винников, Плетнева, 1998, с. 200). Это свидетельствует о выделении гончарного ремесла в отдельную отрасль хозяйства, о специалистах-гончарах. Гончарные мастерские строились по единому плану. Они имели прямоугольную форму, площадь 14-17 кв. м и были углублены в материк. Строение делится на две части. Первая - пустая совершенно (сушилки для изготовленной посуды?), вторая - производственная. Здесь - основания гончарных кругов, остатки глины в вырубленных в мелу или деревянных корытах, очаги для отопления в холодное время года. Рядом с мастерскими находились гончарные печи. Они состояли из топки, а выше них - место для размещения керамики. В топке одной из печей были обнаружены разрозненные кости ребенка - жертвоприношение. Это - часть религиозных представлений салтовцев. В Саркеле в кузницу был сброшен труп женщины «огненному богу кузнецов» (Плетнева, 1996, с. 43), одном из поселений на Северском Донце в гончарную топку также был сброшен труп женщины (Красильников, 1976, с. 277-278). Во всех отмеченных случаях жертвоприношения осуществлялись после того, как мастерская прекращала свое существование. Археологи высказали предположение о том, какой социальной единице принадлежало Маяцкое поселение. Если учитывать, что военизированная раннефеодальная организация кочевников делилась на десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч, то, судя по количеству жилищ и возможному количеству проживавших в них людей, Маяцкий мыс был занят сотней под главенством хана или бека. Для него и его семьи был построен белокаменный замок (Винников, Плетнева, 1998, с. 201; Афанасьев, 1984). От кого нужно было защищаться салтовцам Маяцкого городища? Г.Е. Афанасьев все крепости относит к пограничным укреплениям, направленным против славян-вятичей, северных соседей салтовцев (Афанасьев, 1993, с. 148-149) С.А. Плетнева обращает внимание на то, что еще во второй половине X в. вятичи платили дань хазарам. От нее их освободил Святослав в 964 г. Вряд ли, отмечает С.А. Плетнева, в IX в., когда ставились эти крепости, они предназначались для спасения от данников-славян. Да и не такие уж они непреодолимые. Большинство пограничных с вятичами крепостей вовсе не производят впечатления сильной пограничной крепости. Вдоль Тихой Сосны в пределах Белгородской и Воронежской областей расположены три белокаменные крепости салтовцев с окружающими их селищами - Верхне-Ольшанское, Алексеевское и Маяцкое. Они, вероятно, были созданы по приказу кагана для отрядов, собиравших дань с вятичей и северян. Для ее складирования, обособления главы отряда от остального населения и нужна была крепость (Винников, Плетнева, 1998, с. 38-39). При этом аристократ-военноначальник нес военную службу кагану и был уже феодалом, а его крепость феодальным замком. При исследовании территории крепости обнаружилось, что строений там было крайне мало и много было свободной от застройки площади. В чем состоял смысл «пустой» крепости? Вероятнее всего здесь стояли наземные юрты. Первое столетие Саркела он также был «пустой». Византийские источники сообщают о 300 воинах, которые защищали крепость. Они-то, видимо, и жили в юртах на «пустой» по археологическим исследованиям площади (Плетнева, 1996, гл. I, V). С весны и до осени кочевая аристократия выезжала на кочевья. Сохранилось письменное сообщение кагана Иосифа по этому вопросу: «Мы живем всю зиму в городе, а в месяце Нисане (апрель. - В.Б., П.З.) выходим из города... я, мои князья и слуги отправляемся и идем на протяжении 20 фарсахов пути (изменчивая величина - 3-9 км. - В.Б.. П.З.), пока не доходим до большой реки... и оттуда идем вокруг нашей страны пока не приходим к концу нашего города» (Коковцов, 1932, с. 85-87,102-103). Такой образ жизни кочевников известен и в другие периоды истории .кочевники Золотой Орды, например). |